Курс: Программа повышения квалификации «регламентация закупок современного предприятия» Курс прошёл
О чём курс?
Для кого курс?
Программа курса
Специалисты инженерных и коммерческих служб практически каждого предприятия при решении закупочных задач (от обеспечения производства материально-техническими ресурсами до закупок оборудования по инвестиционным проектам) сталкиваются с проблемой оценки и выбора лучших предложений поставщиков. Обычно «инженеры» хотят купить самое качественное, «экономисты» - самое дешевое. А еще надо учесть надежность поставщика … Чему отдать приоритеты и как это сделать с одной стороны – эффективно и технологически правильно, а с другой стороны - избежав подозрений в субъективности и «недобросовестности»?
А еще с 1-го января 2012 г. вступил в силу закон № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Некоторым предприятиям, которые оказались в сфере правового регулирования этого закона, если не подготовились заранее - придется оценивать и выбирать не лучшие предложения поставщиков, а те, которые предписывают правила госзакупок (т.е. по закону № 94-ФЗ). Как сохранить возможность проведения эффективных закупок?Цель курса - представить заинтересованным руководителям и специалистам систематизированную информацию о методах и технологических приемах многокритериальной экспертной оценки предложений поставщиков и коллективного выбора наилучших из них. Методы оценки и выбора лучших предложений рассматриваются от простых - к сложным, от грубых - к точным, с обсуждением большого количества примеров. Особое внимание уделяется рассмотрению «подводных камней» каждого метода, даются рекомендации по областям их безопасного применения. Рассмотрение методов будет сопровождаться демонстрацией их применения при помощи как обычных (офисных), так и специализированных программных средств.
Курс рассчитан на руководителей и специалистов закупочных, коммерческих, инженерных, юридических и контролирующих служб предприятий негосударственного сектора экономики. Для всех тех, кто отвечает:
- за формулирование требований к закупаемой продукции, к поставщикам и к договорным условиям при разработке закупочной/тендерной/конкурсной документации
- за организацию и проведение оценки поступивших предложений поставщиков,
- за подготовку и технологическую поддержку принятия решений коллективными органами управления (закупочными / конкурсными / тендерными комиссиями; технико-экономическими / экспертными советами; инвестиционными комитетами; советами директоров и т.п.),
- за юридическую и экономическую безопасность закупок.
В программе курса:
Модуль 1. Регламентация закупок товаров, работ и услуг
- Введение в проблематикуРоль закупок и системы управления закупочной деятельностью на современном предприятии: мировые тенденции. Понятийный аппарат. "Закупки по правилам": что такое регламентация закупок и что она дает предприятию. Элементы системы регламентации закупок.
- Зарубежные и отечественные обычаи регламентации закупочной деятельностиРазличие концептуальных подходов, в т.ч. к применению конкурентных технологий и их регламентации. Почему нельзя бездумно копировать чужие системы регламентации закупок. Уроки истории формирования российской системы регламентации госзакупок.
- Методологические подходы к формированию/реформированию системы управления закупочной деятельности на предприятииТрадиционные понятия целей, принципов: мифы и реальность. Подходы к оценке эффективности закупок. Традиционный конфликт между "инженерами" и "коммерсантами". От общих стратегий и политик - к частным. Критерии и некоторые технологии сегментации закупаемых товаров, работ и услуг, а также закупочных ситуаций. Закупочные политики и стратегии для ключевых сегментов. Условия эффективного применения конкурентных и неконкурентных способов закупок. Рекомендации по структуре нормативно-методической базы регламентации закупок, по очередности автоматизации и информатизации закупочных бизнес-процессов. Рекомендации по формированию ключевых закупочных политик:Формирование политики в отношении "устойчивых хозяйственных связей"Технологии оценки поставщиков и их продукции, аккредитация и аттестация. Предоставление преференций. Концепции стратегического партнерства с поставщиком. Формирование и сохранение конкурентной среды: конкурентное распределение заказа среди надежных поставщиков: рамочные договоры.Формирование политики в отношении "простых" и "сложных" закупокПонятия, проблемы и основные принципы проведения простых и сложных закупок. Выбор способа закупки. Отношение к "квалификационным данным" поставщика. Формулирование требований к закупаемой продукции. Базовые принципы оценки заявок и определения победителей в простых и сложных закупках. Технологии рассмотрения и оценки альтернативных предложений в сложных закупках.
- Конкурентные способы заключения договоров. Возможности их применения в организации закупокТорги, аукционы, конкурсы, тендеры, запросы предложений, запросы цен, конкурентные листы, конкурентные переговоры, переторжки и т.д.: типология и трактовка базовых понятий. Принципы и схемы проведения, достоинства и недостатки, условия применения. Конкурс, как наиболее сложная и ответственная конкурентная процедура в России. Методологические подходы к синтезу новых конкурентных процедур. Многоэтапные закупочные процедуры, совмещение тендера с редукционом/переторжкой. Использование психологических аспектов в конкурентных процедурах. Как при закупках/продажах получить минимальную/максимальную или "справедливую" рыночную цену: английские, японские и голландские схемы, схема Викри.
- Правовое регулирование конкурентного заключения договоров в РоссииПравовая природа торгов в свете гражданского законодательства. Конкурс, как серия гражданско-правовых сделок. Обязательства сторон и способы обеспечения исполнения обязательств. Рекомендации по снижению рисков при проведении конкурсов. Оферта и акцепт оферты. Правовой статус этапов конкурентных процедур и оформляемых документов. Иерархия оснований для принятия решений, совершения действий и разрешения споров.
- Отечественные и международные обычаи организации и проведения сложных конкурентных закупокИсследование рынка, планирование и подготовка закупки. Формирование заказа. Разбиение заказа на лоты. Распределение функций и ответственности при подготовке закупочных процедур. Формирование условий закупки (в т.ч. закупочной документации) и проекта договора. Рекомендации по использованию типовой и стандартной закупочной документации. Анонсирование и объявление закупки. Вскрытие конвертов. Квалификационный отбор. Оценка предложений. Определение победителей. Заключение контракта. Информационное обеспечение. Типичные ошибки организаторов и участников. Особенности закупки услуг.
- Информационно-аналитические технологии и программные средства поддержки принятия решений при выборе лучших технико-коммерческих предложений (краткий обзор)Этапы оценки ТКП. Типология способов оценки предложений и выбора победителя: от простого к сложному. Методологические ошибки в рекомендациях международных финансовых организаций по применению экспертных оценок и балльно-весовых методов: рассмотрение примеров. Демонстрация использования программных средств для корректного извлечения и обобщения мнений экспертов и членов закупочных комиссий.
- Финальная дискуссия. Ответы на вопросы
Модуль 2. Закупки товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц по ФЗ-223 от 18.07.2011 г. Новые требования к закупкам унитарных предприятий, автономных учреждений, государственных компаний и корпораций, субъектов естественных монополий
- Нормативные правовые акты, подлежащие применению при закупках: ГК РФ, о естественных монополиях, о госкомпаниях, о размещении государственных и муниципальных заказов, о защите конкуренции и др.
- Обзор основных положений Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011г. № 223-ФЗ.
- Круг лиц, на которых распространяются положения Федерального закона № 223-ФЗ.
- Кто имеет право принять участие в закупках автономных учреждений, госкомпаний, унитарных предприятий?
- Разработка и утверждение заказчиком положения о закупке: требования закона, практические советы.
- Обзор существующей практики разработки и применения регламентов о закупочной деятельности крупными государственными монополиями.
- Основные процедуры закупок, области их эффективного применения. Последовательность, продолжительность и содержание процедур, оформляемые документы.
- Особенности проведения открытого (закрытого) конкурса, аукциона (в т.ч. аукциона в электронной форме); запроса котировок цен; запроса предложений; конкурсные процедуры с предквалификационным отбором. Закупки у единственного исполнителя.
- Обеспечение качества товаров, работ, услуг при осуществлении закупок в рамках Закона N 223.
- Публикация информации о закупках, в т.ч. у единственного исполнителя. Реестры договоров.
- Планирование закупочной деятельности. Разработка и утверждение планов (графиков) закупочной деятельности.
- Взаимодействие с официальными сайтом по размещению информации, предусмотренным Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N223-ФЗ.
- Ответственность за неприменение Закона N 223.
- Основные и существенные отличия нового закона от ФЗ-94.
- Контроль в закупочной деятельности по ФЗ-223.
Модуль 3. Оценка и выбор лучших технико-коммерческих предложений в конкурентных закупках
- Технологии оценки и выбора. Введение в проблематикуТехнологии оценки и выбора на предприятии. Требования и рекомендации стандартов серии ИСО 9000 в части оценки и выбора поставщиков.Источники обычаев оценки и выбора поставщиков. Понятийный аппарат. Наиболее распространенные ошибки применения терминологии.Базовые принципы оценки и выбора предложений поставщиков.
- Формирование политики предприятия в области оценки и выбора предложений поставщиков при закупках различных видов товаров, работ и услуг, а также в различных закупочных ситуацияхКритерии и некоторые технологии сегментации закупаемой продукции и закупочных ситуаций.Закупочные политики и принципы оценки и выбора предложений поставщиков для ключевых сегментов: «простые» и «сложные» закупки; конкурсные закупки.Закупки в рамках «устойчивых хозяйственных связей». Мировые тенденции. Технологии предоставления преференций проверенным поставщикам.Вступление в силу закона №223-ФЗ: кого это касается и как не оказаться под действием госзакупочных правил оценки и выбора "лучших" заявок.Система внутренних распорядительных документов в области оценки и выбора предложений поставщиков.
- «Правильная» подготовка к оценке предложенийКак распределить права, обязанности и ответственность среди участников процессов оценки и выбора поставщиков.Как правильно формулировать и структурировать требования к закупаемой продукции, квалификационным данным поставщиков и к контрактным условиям.Преобразование системы требований в систему критериев оценки.Как правильно заложить требования в закупочную документацию и проект контракта.Как управлять предложениями поставщиков.
- «Правильная» оценка предложенийСтадии и этапы оценки предложений поставщиков. Типы шкал оценки.Рекомендации по решению проблем оценки единственного предложения и большого числа предложений.Обычаи оценки «по формулам»: как обойти «подводные камни».Методологические ошибки в международных и отечественных обычаях применения экспертных оценок и балльно-весовых методов: рассмотрение примеров.Экспертные оценки: как организовать экспертизу и «управлять» экспертами.Шкалы экспертных оценок для конкурсов и запросов предложений: в чем разница?Как создавать и применять типовые/"стандартные" документы по оценке заявок (Руководства ..., Методики..., Указания ...).Демонстрация применения обычных офисных и специализированных программных средств для получения оценок и их обобщения. Сводное экспертное заключение.
- «Правильный» выбор лучших предложенийОтказ от выбора – тоже выбор. Почему нельзя принимать ответственные решения исходя только из минимальной цены или только из максимального NPV (ЧДД).Типология способов коллективного выбора лучших предложений: от простого к сложному, суть, преимущества, недостатки, «подводные камни».Рекомендации по представлению обобщенных оценок членам закупочных/конкурсных комиссий и эффективному выбору лучшего предложения.Традиционный конфликт между "инженерами" и "коммерсантами": кто и какие решения должен принимать в коллективном органе.Демонстрация применения офисных и специализированных программных средств для поддержки принятия итоговых решений членов закупочных / конкурсных комиссий.
По окончании мероприятия слушателям выдается Удостоверение о краткосрочном повышении квалификации.