Семинар: Внеклассная работа с учащимися как направление воспитательной деятельности в современной школе Семинар прошёл

Код 10866


О чём семинар?

Программа семинара предполагает рассмотрение: методологических аспектов воспитательного процесса в образовательных учреждении; современных подходов к развитию воспитательного процесса; основных видов воспитательной деятельности и форм воспитательной работы, а также посещение образовательных учреждений в Санкт-Петербурге.

Для кого семинар?

заместители директоров по воспитательной работе школ, лицеев, гимназий; педагоги-организаторы внеклассной работы в образовательных учреждениях; методисты центров повышения квалификации специалистов при территориальных управлениях образования и культуры; методисты общественных и других организаций, занимающиеся досугом детей; преподаватели высшей школы, работающие в сфере педагогики социального творчества и все заинтересованные лица.

Программа семинара

ПРОГРАММА СЕМИНАРА (5 дней):

1. Методологические основания воспитательного процесса в образовательном учреждении. Воспитание как функция бытия человека. Цели и противоречия воспитательного процесса. Базовые стратегии воспитания. Воспитание как целенаправленное воздействие: адаптация, ценностная ориентация, решение жизненных проблем, раскрытие индивидуальности. Воспитание как взаимодействие: сотрудничество и создание коллектива, сопереживание, интерактивное взаимодействие, диалог. Воспитание как содействие саморазвитию: личностно-ориентированное воспитание, культуротворчество, рефлексия, самоопределение. Современные концепции воспитания. Концепция «Воспитание петербуржца XXI века».

2. Управление развитием воспитательного процесса в образовательном учреждении. Современные подходы к управлению развитием воспитательного процесса в образовательном учреждении. Системный подход в управлении. Сущность понятия «Воспитательная система образовательного учреждения». Воспитательная система образовательного учреждения как структура, технология, ценностно-смысловое единство. Классификация воспитательных систем. Основные этапы развития воспитательных систем. Проектирование и моделирование воспитательной системы образовательного учреждения. Влияние социальной среды на воспитание человека. Воспитательное пространство Санкт-Петербурга. Взаимодействие семьи и школы.

3. Система воспитательной работы в образовательном учреждении. Критерии эффективности воспитания в школе. Программа и концепция воспитания в образовательном учреждении. Структура внеурочной деятельности. Содержание воспитания в образовательном учреждении. Определение и сущностные характеристики воспитательной деятельности. Основные виды воспитательной деятельности и форм воспитательной работы. Общение как вид воспитательной деятельности. Беседа как форма воспитательной работы. Технология проведения воспитательной беседы. Виды воспитательных бесед. Критерии и показатели эффективности воспитательной беседы. Созидание как вид воспитательной деятельности. Дело как форма воспитательной работы. Технологии проведения воспитательного дела. Виды воспитательных дел. Критерии и показатели эффективности воспитательного дела. Упражнения как вид воспитательной деятельности. Практикум как форма воспитательной работы. Технологии проведения воспитательного практикума. Виды воспитательных практикумов. Критерии и показатели эффективности воспитательного практикума. Путешествие как вид воспитательной деятельности. Экскурсия как форма воспитательной работы. Технологии проведения воспитательной экскурсии. Виды воспитательных экскурсий. Критерии и показатели эффективности воспитательной экскурсии. Состязание как вид воспитательной деятельности. Соревнование как форма воспитательной работы. Технология проведения соревнования. Виды воспитательных соревнований. Критерии и показатели эффективности воспитательного соревнования. Игра как вид воспитательной деятельности. Сюжетно–ролевая игра как форма воспитательной работы. Технология проведения сюжетно–ролевых игр.

Виды воспитательных игр. Критерии и показатели эффективности воспитательной игры. Событие как вид воспитательной деятельности. Праздник как форма воспитательной работы. Технология проведения воспитательных праздников. Виды воспитательных праздников. Критерии и показатели эффективности воспитательных праздников.

4. Содержание и формы патриотического воспитания. Школьный музей как центр патриотического воспитания учащегося. Посещение школы № 5.

5. «Сперва любить – потом учить» - педагогические принципы гимназии Карла Мая. Посещение музея гимназии.

6. Основные подходы к формированию эмоционально привлекательной воспитывающей среды в образовательном комплексе.

Годовой круг праздников и традиций.

Формы воспитательной работы в начальной школе.

Game-клуб. Детская организация на базе игры.

Организация внеклассной работы в 9-х классах.

Внеклассная работа с учащимися старших классов.

Оптимальное сочетание основного и дополнительного образования.

Посещение Гимназии № 56 (победитель конкурсов «Лучшие школы России - 2004» в номинации «Школа школ» и «Лучшая школа России – 2007»).

7. Инновационные подходы в сфере реализации возможностей воспитательной работы. Посещение лицея № 590. Участие лицея в федеральном проекте «Создание условий для развития индивидуальности учащихся и педагогов». Реализация новой программы развития «Открытая школа» через объединение урочной и внеурочной работы учащихся в единое целое, стержнем которого являются «культуроориентированность» и информационно-коммуникативная направленность образования; активное использование альтернативных форм образовательной деятельности, позволяющих ученику проявлять собственную активность, в практике обучения и воспитания; оптимизация форм и методов традиционного урока и внеурочного мероприятия.

8. Методические рекомендации классным руководителям. Регламент деятельности классного руководителя гимназии № 56 для начальных, средних и старших классов.

Научный руководитель семинара Барышников Евгений Николаевич – доктор педагогических наук, заведующий кафедрой в АППО г. Санкт-Петербург.

Все слушатели обеспечиваются комплектом информационно-справочных материалов по тематике семинара.

Для всех участников семинара организованы ежедневные обеды и культурная программа.