Семинар: Дизайн и композиция в рекламе Семинар прошёл
Программа семинара
Целевая аудитория: менеджеры по рекламе, дизайнеры организаций и рекламных агентств, менеджеры по работе с клиентами рекламных агентств.
Описание семинара:
Беда современной рекламы заключается в том, что в ней разбираются все. Техническое задание большинства заказчиков звучат: «Сделайте нам красиво», а разработка дизайна происходит по принципу: нравится-не нравится клиенту. Как избежать графической неграмотности в рекламе? Какие законы действуют на повышение эффективности восприятия рекламного сообщения. Обсуждение данных вопросов пройдет в рамках семинара.
Автор и ведущая - Лариса Желондиевская.
К.П.Н., член МХФ, доцент кафедры Рекламы ИМЭБ. Специалист в области дизайна рекламы. «Лидер в образовании СНВ- 2004», по номинации «Лучший преподаватель», награждена серебряной медалью Н.Н. Моисеева «За заслуги в образовании и науке». Читает курсы лекций: Основы композиции дизайна рекламы; Цвет в рекламе; Фирменный стиль (графические составляющие). Педагогический стаж 14 лет. За годы профессиональной деятельности разработаны методические пособия, авторские учебные программы по предметам «Основы композиции», «Колористика» для специальностей «Реклама», «Дизайн», а также написаны более 50 статей для научных изданий. Автор и ведущая краткосрочных курсов и мастер-классов в области дизайна рекламы. Имеет опыт практической работы в дизайне рекламы. Окончила в 1992 году МГТУ, факультет прикладного искусства, с 1997 по 2000 год обучалась в дневной аспирантуре МПГУ по специальности «Теория и методика ИЗО», 2000 году защитила кандидатскую диссертацию по проблемам развития творческих способностей личности. С 2000 года является доцентом факультета «Дизайн» Института Современного Искусства, имеет договора с ИМЭБ и МГУКИ. Ведет дипломные проекты по дизайну рекламы.Программа семинара:
Этапы творческого процесса создания композиции рекламы.
1 Особенности творческого мышления. Художественный образ.- Психология творчества. Отличительная особенность творческого процесса - мышление образами.- Зрительные образы памяти, воображение, ассоциации - источники формирования образов в изобразительной деятельности. - Художественный образ определяет направленность созидательной деятельности, средства, характер выражения, композицию.2. Определение композиции. Виды композиционных построений.
- Базовое понятие о композиции, как об организующей структуре, изобразительной системы для выражения идеи.- Рассматриваются основные виды композиционных построений : фронтальная композиция, объемная композиция, глубинно - пространственная. В рамках каждого вида композиции определяются приоритеты изобразительных средств и методов воздействия на зрителя.3. Организация композиции.
- Основной закон построения композиции: единства и соподчинения.- Закон нюанса, контраста, тождества, - как выражение системы соподчинения. Равновесие - баланс изобразительных средств. - Симметрия - как инвариативная система, относительно преобразований; виды симметрий. Геометрический и оптический центры композиции. Понятие асимметрия.Лабораторно - практическая работа 1 "Геометрическое и оптическое"
Цель работы: Формирование понятия геометрическое и оптическое в изобразительной системе. Анализ причин оптического несоответствия.Анализ формообразования в композиции.4. Изобразительные средства графической композиции.- Рождение формы.- Точка, линия, пятно - элементы организации плоскостной композиции. Анализ каждого средства с точки зрения изобразительных возможностей, психологии восприятия, эмоциональных, динамических характеристик.5. Анализ формы.
- Три основные формы: квадрат, треугольник, круг с точки зрения семантики, психологии восприятия, динамики формы и т.д.- Анализ производных от базовых форм формообразования.Лабораторно - практическая работа 2 "Характеристики формы"
Цель работы: Выявить изобразительные системы для выражения характеристик формообразования, размера. Правильно распределить контрастные пары и применить закон контраста. 6. Пропорции.- Пропорции - как средство гармонизации композиции.- Определение пропорций, их значение для организации различных видов композиционных построений. Определение модуля, модульной системы, модульной сетки. - "Золотое сечение", как метод гармонизации композиции.- Значение пропорциональной группы в композиции. Масштаб, масштабность.7. Статика, динамика. Виды движений.
- Статика. Определение, характеристики, средства выражения.- Виды статических композиций в рекламе.- Динамика. Определение, характеристики, средства выражения.- Методы выражения движений путем последовательного изменения композиционных средств: формы, размера, поворота, тона, расстояния, цвета.- Анализ рекламы с разной выраженностью динамики.Лабораторно - практическая работа 3 "Выражение динамики в композиции рекламы".
Цель работы: отработка понятий статика - динамика. Выявлениеграфической зависимости конкретных изобразительных средств и выраженности динамики. Анализ изобразительных средств, применяемых в рекламе для выражения движения.8. Психология восприятия формы.- Перцептивная обработка информации, восходящие и нисходящие процессы.- Гештальт-психология, группировки.- Фигура - фон, двойственность восприятия. Иллюзии, симультанный контраст формы.Тон как средство гармонизации композиции
9. Физиология восприятия тона. - Изобразительные возможности тона. Тоновая шкала Зрительные ощущения.- Система восприятия ахроматической гаммы. Тоновая шкала.- Изобразительные возможности тона - моделировка формы, глубина пространства, передача структуры и фактуры материала, светопередача. 10. Тоновые гармонизации.- Тоновая шкала. Три группы тонов: светлые, средние, темные.- Виды нюансных гармонизаций, их применение в рекламе. Виды контрастных гармонизаций. - Динамические тоновые композиции. Значение количественных отношений ахроматических цветов в тоновой композиции.Лабораторно - практическая работа 4 "Виды тоновых гармонизаций".
Цель работы: понять значение тона в графической композиции. Провести анализ различных графических систем и выявить их изобразительные возможности, применительно к рекламе.11. Текстура.- Текстура, как структурное состояние поверхности. - Изобразительные характеристики текстуры: светлота, градиент, пластика, масштаб, структурное состояние, тип контраста, цвет. Методы работы с разнохарактерными текстурами в коллажах.- Текстура в "фирменном стиле".Лабораторно - практическая работа 5
"Коллаж".Цель работы: Приобрести практические навыки работы с коллажом. Понять систему анализа текстуры по характеристикам: светлота, пластика, градиент, тип контраста. Практически закрепить методы работы.Фактура, рельеф, объем12. Фактура.- Определение фактуры. Сенсорное восприятие фактуры.- Физические и эмоциональные характеристики фактуры. - Систематизация фактуры по размеру, пластике, структурному состоянию для гармонизаций в композиции. Анализ средства фактура, применительно к рекламе.Лабораторно - практическая работа 6 "Фактура".
Цель работы: проанализировать средство фактура, применительно к рекламе. Приобрести практические навыки по изготовлению фактуры, ее анализу и систематизации.13. Рельеф.- Определение рельефа. Физические и эмоциональные характеристики рельефа. - Применение рельефа в рекламе (упаковка, складчатые структуры в "фирменном стиле", интерьер и т.д.). Методы изготовления рельефа.14. Объем.
- Определение объемной композиции. Значение пропорций в объеме.- Утилитарные объемы. Объем и графика.- Объемные композиции в рекламе. Упаковка как вид рекламы. Объемные рекламные модули.Ритмические и метрические композиционные системы. Масштаб композиции
15. Ритмические и метрические композиционные системы. - Метрические композиционные системы. Понятие раппорта.- Соподчинение (фон - элемент; элемент - элемент) в открытой композиции. Синкопа. Определение ритмической системы.- Простые линейные ритмы (с использованием одного изобразительного средства), сложные линейные ритмы (система соподчинения 3-4 средств).Лабораторно - практическая работа 7 "Метрические и ритмические системы".
Цель работы: формирование понятий по метрическим и ритмическим системам построения композиции. Практическое закрепление полученных знаний по различным системам композиционного построения.16. Масштаб композиции.- Временной масштаб композиции. Развитие сюжета в рекламе, решаемое изобразительными средствами.- Пространственный масштаб композиции: открытая композиция, частично- ограниченная композиция, закрытая композиция. - Общие черты и различия в построении композиционных систем. Применение в рекламе различных видов композиционного построения, оправданность с точки зрения функциональности.Лабораторно - практическая работа 8 "Масштаб композиции".
Цель работы: практическое закрепление полученных знаний в области масштабов композиционного построения.Цвет в рекламе17. Общие понятия об ощущениях.- Ощущения - как источник знаний. Виды ощущений. Зрительные ощущения.- Строение глаза: глазные мышцы, хрусталик, зрачок, сетчатка.- Функции глаза: аккомодация, конвергенция, саккадические движения глаз, характеристики колбочек и палочек в процессе визуального восприятия. Пороги зрительного ощущения.18. Параметры цвета.
- Световой луч, разложенный Ньютоном. - Физические характеристики цвета: длина волны, интенсивность, спектральная чистота.- Психологические характеристики цвета: цветовой тон, светлота, относительная яркость, насыщенность, чистота цвета.19. Цветоощущение.
- Цвет. Субъективность цветовосприятия. Типы смешения цветов.- Аддитивное смешение или слагательное. Трехкомпонентная теория цветового зрения. Три главные цвета для аддитивного смешения: красный, синий, зеленый.- Вычитательное или субтрактивное смешение цветов. Главные цвета при субтрактивном смешении: красный, синий, желтый.20. Двенадцатичастный цветовой круг.
- Цветовой круг (7 цветов) и цветовая последовательность Ньютона.- Естественный цветовой круг Гете. Основные цвета, первого порядка. Цвета второго порядка. Цвета третьего порядка.- Контрастные пары. Системы гармонизаций, выявленные закономерности.Лабораторно - практическая работа 9 "Цветовой круг".
Цель работы: Практическое изучение спектральных цветов, их систематизация для дальнейшей гармонизации. Нахождение цветов второго, третьего порядка, контрастных пар. Выявление цветовых нюансов и контрастов.21. Основные закономерности цветовосприятия. Теории цветовой выразительности.- Оптическое изменение характеристики светлота. Оптическое изменение характеристики насыщенность.- Изменение хроматического контраста и система гармонизации. Понятие колорит. - Понятие общий тон.- Цвета, наиболее часто применяемые в рекламе (применительно к системам гармонизации, максимально выявляющим хроматическую составляющую и не выгодные для гармонизаций сочетания).22. Феноменологические характеристики цвета. Синестезия.
- Виды ощущений. Взаимодействие ощущений. Сенсибилизация. - Слияние различных ощущений - синестезия. Виды субъективных характеристик изобразительного искусства, связанных с различного рода ассоциациями (легкий мазок, цветовой шум, живой набросок). - Группы цветов, связанные с различными ощущениями: тепловыми, весовыми, звуковыми и т.д.1. Холодные и теплые цвета.2. Близкие - далекие;3. Легкие - тяжелые;4. Большие - маленькие;5. Тихие - громкие;6. Активные - пассивные;7. Сладкие, горькие, кислые.- Эмоциональные ассоциации: позитивные, негативные, нейтральные и группы цветов, пластика формы применительно к ассоциациям.- Закономерности более четкой психологической зависимости цветовосприятия (чистота и яркость цвета). - Субъективные аспекты восприятия, зависимые от этнической группы, культурных традиций региона, возраста, пола и т.д.Лабораторно - практическая работа 11. "Феноменологические характеристики цвета".
Цель работы: Гармонизации, базирующиеся на различных феноменологических характеристиках, наиболее часто применяются в рекламе. В данной практической работе рассматриваются группы цветов, применительно к тем или иным характеристикам ощущений. Для данных характеристик имеет большое значение оттенки цветов, которые несут информацию. Поэтому изучение цветов, их цветовых нюансов, светлотных характеристик, важная задача данной работы.Лабораторно - практическая работа 12 "Эмоциональные характеристики цвета".Цель работы: Практическое нахождение группы цветов по заданной эмоциональной характеристике. Создание цветовой гармонизации на основе полученных цветов. Точное выражение эмоциональной характеристики.23. Символические и психологические характеристики цветов.- Цвет как символ в семантике, геральдике, искусстве, литературе.- Психологические характеристики цветов, возрастные особенности восприятия цвета. Позитивные и негативные характеристики цвета.- Особенности цвета первого порядка: красный, желтый, синий, зеленый и ахроматичекие цвета: белый и черный. Производные от главных цветов.24. Цвет в рекламе. Выводы.
- Систематизация полученных знаний в области цвета. Цвет и разные виды рекламы: наружная, транзитная, печатная. - Зависимость цвета от различного освещения, характера расположения и удаления от зрителя.- Оптимальное количество цветов в рекламном обращении. Качество цвета и полиграфия.- Практические цветовые координатные системы.25. Шрифт и образ.
- Шрифт, как изобразительная система в рекламе. - Понятийный аппарат: кегль, пункт, цицеро, интерлиньяж, апрош, гарнитура.- Единство формы и содержания. Креативные методы выражения образа.Лабораторно - практическая работа 13 "Выражение образа типографикой".
Цель работы: Проанализировать изобразительные возможности шрифтовой композиции для наиболее полного выражения образа. Использовать различные методы для креативного выражения идеи.26. Системы соподчинения в рекламных шрифтовых композициях.- Пропорции. Системы членения. - Модульные сетки построения шрифтовых элементов, шрифтовых блоков. Форма и контрформа.- Геометрическое и оптическое восприятие шрифтовых элементов. Значение ритм в шрифтовых композициях. Системы гармонизации в типографике.Лабораторно - практическая работа 14 "Шрифтовой блок".
Цель работы: Понять системы подбора шрифтов для шрифтовых блоков. Выявить соподчинение в шрифтовых композициях. В комбинации шрифтовых блоков найти закономерность и выразить ее модульной сеткой построения.27. Шрифт и изображение.- Линия, точка, пятно в графике. Системы соподчинения изображения и шрифта по нюансу и по контрасту.- Анализ изображения, его доминирующих характеристик, подбор основных шрифтовых характеристик для полного выражения образа.Лабораторно - практическая работа 15" Плакат".
Цель работы: Проанализировать изображение. Исходя из рекламной цели, подобрать тип контраста. По типу контраста ввести систему соподчинения со шрифтом. Осознанно выбрать шрифт.Корпоративный стиль28. Корпоративный стиль - средство формирования имиджа фирмы.
- Определение корпоративного стиля. Функции к.с. К.с., как элемент рекламы.- Принцип разработки к.с., его развитие.29. Графические составляющие корпоративного стиля.
- Графические составляющие к.с.: знак, логотип, комбинированный знак. Требования, предъявляемые к:1. корпоративному знаку (простота, оригинальность, охраноспособность, адекватность, функциональность, жизнеспособность, инвариативность).2. Фирменный шрифт. Принцип подбора. 3. Фирменный блок. Варианты блоков.4. Фирменный цвет. Основные и дополнительные цвета.5. Фирменная текстура.6. Модульные сетки форматов верстки.30. Бриф для создания корпоративного стиля.
- Информация, необходимая для создания корпоративного стиля (полное название фирмы, системы подчинения, адрес, телефоны, Е-mail, банковские реквизиты, направление деятельности, стратегия развития, характеристики предлагаемой продукции или услуг, характеристика потребительских групп, фирмы - конкуренты, сферы интересов).- Основные рекламные средства, имиджевые понятия, которые должны отразиться в к.п., феноменологические и эмоциональные характеристики для графического выражения образа фирмы и т.д..- Базовые блоки комплектации заказа: графические константы, деловая документация, рекламно - информационные материалы, объекты - носители, элементы оформления интерьеров.Лабораторно - практическая работа 16 "Итоговая".
Цель работы: Данное задание носит обобщающий характер по учебному курсу, может служить контрольной работой. Логичность и оправданность выбора графических средств, оригинальность замысла показывают степень усвоения материала. Графическая подача демонстрирует полученные навыки в области композиции.Войди в состав избранных Российских профессионалов!