Семинар: Директор по экономике/главный экономист Семинар прошёл

Код 14009


О чём семинар?

На семинаре будут рассмотрены вопросы управления экономикой коммерческой организации, экономического планирования, ценообразования, финансового анализа, бюджетирования и управленческого учета. А также особое внимание в рамках данного курса уделяется систе

Для кого семинар?

Директор или заместитель директора по экономике, Начальник экономического подразделения коммерческой организации, Специалист экономического подразделения, претендующий на занятие руководящей должности, Все те, кто заинтересован в повышении квалификации в области экономики предприятий.

Программа семинара

Программа семинара

1 день

1. Экономика предприятия

Понятие и классификация коммерческих организаций.

Ресурсы предприятия. Производственные фонды, персонал, финансовые и нематериальные активы.

Организация деятельности предприятия. Производственный (коммерческий) процесс и его организация; инфраструктура бизнеса; инновационная и коммерческая деятельность.

Планирование и мотивация деятельности. Основные принципы планирования. Перспективное и текущее планирование. Современная политика в сфере оплаты труда и основы технического нормирования.

Результаты и эффективность деятельности предприятия. Продукция предприятия - оценка качества и себестоимость. Финансовые результаты бизнеса и интегральная оценка эффективности деятельности предприятия.

2. Сфера деятельности директора по экономике

Роль директора по экономике в достижении целей бизнеса.

Основной («классический») круг обязанностей директора по экономике.

Организация и руководство деятельностью экономического подразделения предприятия;

Разработка методического обоснования планирования (включая экономическую отчетность);

Ценообразование;

Планирование. Подготовка планов (производственных, финансовых, планов продаж, планов развития и т.п.). Обеспечение утверждения планов акционерами (вертикальные коммуникации). Доведение плановых показателей до подразделений предприятия. Разъяснительная работа (горизонтальные коммуникации). Мониторинг выполнения планов. Обеспечение учета результатов и подготовки отчетности. Анализ результатов и отклонений;

Внедрение передовых способов экономической работы (автоматизация, контроллинг)

Функциональные направления деятельности директора по экономике

организационно-обеспечивающие;

руководящие и методически-руководящие;

кооперирующие;

контрольно-аналитические;

поддерживающие (support).

2 день

3. Современные подходы к ценообразованию как основа реальности плановых заданий

Методы достижение ценового преимущества;

Три уровня управления ценами (отраслевой, уровень товарно-рыночной стратегии, уровень сделки);

Понятия каскада и разброса фактической цены;

Ценообразование для новых товаров (работ, услуг);

Архитектура ценообразования;

Новое в ценообразовании.

Практикум: Выработка мероприятий для достижения предприятием ценового преимущества.

4. Внедрение передовых способов экономической работы - контроллинг

Понятие, цели и значение контроллинга

Структура контроллинга: система управления рисками, система информационного обеспечения предприятия, система диагностирования, система менеджмента качества.

Сферы применения контроллинговых систем в бюджетировании, оперативном и стратегическом планировании, управленческом учёте и анализе затрат.

Методы контроллинга:

КPI;

Cбалансированная система показателей;

Процессный расчет затрат;

Расчет себестоимости по видам деятельности.

3 день

5. Обеспечение учета результатов и подготовки отчетности – управленческий учет

Управленческий учет в системе планирования и анализа результатов деятельности

Признаки эффективной организации управленческого учета;

Уровни развития управленческого учета;

Виды управленческого учета (финансовый, «для босса»);

Структура управленческого учета. Тактические и операционные отчеты.

Создание регламентов управленческого учета

Учетная политика в управленческом учете;

Управленческая отчетность и проблема «дружелюбного интерфейса для большого начальника». Консолидация управленческой отчетности;

Взаимодействие бухгалтерского и управленческого учета;

Система внутреннего контроля;

Практический опыт внедрения систем управленческого учета. Как преодолеть сопротивление менеджмента и избежать распространенных ошибок?

Практикум:

Подготовка Учетной политики для управленческого учета;

Консолидация управленческой отчетности группы предприятий;

Разработка системы внутреннего контроля за сохранностью наличных денежных средств;

Разработка регламента «Документооборот плановой деятельности предприятия».

4 день

6. Подготовка планов - бюджетирование и финансовое планирование

Стратегическое планирование как основа для формирования операционных целей предприятия. Выбор показателей для разработки стратегических целей.

Типы бюджетов и их взаимосвязь.

Финансовое прогнозирование и планирование. Сценарный анализ будущего бизнеса.

Математическая (вероятностная) и статистическая (трендовая) модели прогнозирования.

Бизнес-модель компании в форматах "факт" и "план".

Структура бюджетирования на предприятии. Регламенты и отчеты.

Формирование финансовой структуры предприятия. ЦФО и ЦФУ.

Анализ и контроль исполнения бюджетов. Казначейский контроль и таргетирование.

Внедрения систем бюджетирования и финансового планирования – практический опыт. Как преодолеть сопротивление менеджмента. Анализ типичных ошибок.

Практикум:

Разработка годового инвестиционного бюджета;

Разработка раздела финансового плана «Налоговая нагрузка» - составление баланса выгод и рисков.

7. Личностные компетенции директора по экономическому развитию

Лидерство в эпоху перемен. Власть и харизма.

Самоменеджмент: личная организованность и управление рабочим временем.

Успешность и позитивное мышление. Техники управления стрессом в ситуации изменений.

5 день

8. Организация и управление экономическим подразделением

Организация и руководство

Работа на «внутреннего клиента» или место экономического подразделения (ЭП) в структуре бизнеса;

Критерии оценки деятельности ЭП;

Организационная структура ЭП;

Функции и задачи подразделений ЭП. Распределение функционала между руководителями экономических подразделений;

Подбор сотрудников для ЭП;

Особенности мотивация сотрудников ЭП и директора по экономике:

Общее управление качеством работы ЭП. Принципы общего управления качеством работы. Мероприятия в рамках непрерывного улучшения качества. Средства и методы решения управленческих проблем.

Практикум:

Развертывание функции качества (QFD);

Разработка должностной инструкции заместителя начальника экономического департамента;

Разработка технико-экономических нормативов трудовых затрат для бухгалтера.

Утверждение планов или приемы взаимодействия с акционерами и высшим менеджментом предприятия

Взаимосвязь целей акционеров, менеджмента и сотрудников;

Типология акционеров;

Как не допустить принятия нереальных плановых заданий - приемы коммуникации с принимающими решения лицами.

9. Решения по автоматизация экономической работы

Цели плановой, бюджетной и управленческо-учетной автоматизации экономической работы на предприятии;

Автоматизация каких функций экономического менеджмента приносит наибольший эффект;

Выбор параметров системы автоматизации и выбор разработчиков («свои силы» или подрядчик);

Варианты структуры взаимодействия информационных баз на предприятии. Фискальная безопасность экономической работы;

Оценка стоимости проектов по внедрению автоматизированных систем экономической работы;

Обзор и стоимость внедрения наиболее известных систем автоматизации экономической работы. Комплексные и специализированные системы. Кому нужна ERP система?