Семинар: Актуальные вопросы организации научно-исследовательской работы в вузе Семинар прошёл

Код 14684


Для кого семинар?

проректоры по научной работе, деканы, руководители НИО, отделов аспирантуры и докторантуры, заведующие кафедрами, преподаватели вузов и все заинтересованные лица.

Программа семинара

Программа семинара содержит следующие вопросы:

Семинар рассматривает вопросы эффективной организации в вузе научно-исследовательской работы, включающие опыт организации НИР в ведущих вузах Москвы, преподавание студентам основ научно-исследовательской работы, аспекты дипломного и диссертационного руководства, подготовки и организации научных конференций, сотрудничества вузов и академических институтов и др.

1. Опыт организации научно-исследовательской работы в ГУ-ВШЭ. Соотношение науки и образования в функционировании университета, формы трансляции академической культуры. Включение научных подразделений в образовательный процесс: опыт ГУ-ВШЭ. Программа общеуниверситетских факультативов как форма развития исследовательской составляющей в образовании. Формы студенческой научной самоорганизации. Участие студентов в работе научных подразделений.

2. Опыт организации научно-исследовательской работы в РГГУ. Управление по координации вузовских проектов и программ РГГУ: цели и принципы функционирования. «Измерения», в которых проходит научно-исследовательская работа: отчетное, учебное, финансовое, научное. Идеология НИР в РГГУ. Программы поддержки научных мероприятий. Минимизация и автоматизация отчетов. Организация научно-исследовательской работы в РГГУ, полезные ресурсы. Использование науки в учебной работе.

3. Методика преподавания курса "Основы научно-исследовательской работы" студентам социальных и гуманитарных специальностей: западный опыт и отечественная практика. Роль и место дисциплины в учебном процессе. Практические навыки и формы включения в научное сообщество. «Научный проект» как форма академической работы. Обучение практическим навыкам академического письма. Состояние современной информационной среды и ее влияние на обучение основам научно-исследовательской работы. Типы академических текстов и научные компетенции. Редактирование, принципы оформления и представления научного текста. Контроль и обратная связь при преподавании курса, наиболее характерные трудности преподавания.

4. Дипломное и диссертационное руководство в социальных и гуманитарных дисциплинах. Квалификационная работа: оценка или возможность наиболее интенсивного обучения? Проблема мотивации руководителей и руководимых. «Сценарии» / уровни дипломного руководства. Понятие «социального контракта» в дипломном проекте. Типология проблем, возникающих в рамках разных сценариев дипломного руководства, и варианты их решения.

5. Подготовка и организация научных конференций. Принципиальные выборы, которые надо сделать при решении организовать конференцию. Технология подготовки и проведения конференции. Полезные ресурсы. Опыт больших и маленьких конференций: конференции в Институте европейских культур и «Гуманитарные чтения РГГУ».

6. Система и формы интеграции академической и вузовской науки (из опыта работы Центра интеграции академической и вузовской науки Института всеобщей истории РАН). Концентрация научно-исследовательского потенциала. Согласованность развития исследовательских направлений отечественной исторической науки (академической и вузовской). Внедрение инновационных подходов в вузах в преподавание всеобщей истории. Подготовка и переподготовка кадров вузовского преподавательского корпуса. Создание современной вузовской учебно-методической базы преподавания. Формирование информационно-коммуникативной научной среды с использованием сетевых ресурсов.

7. Реализация издательских проектов.

8. Научно-исследовательский семинар как компонент магистерской программы: опыт вузов в инновационной организации.

9. Виды интеллектуального продукта, производимого исследователем.

10. Оформление интеллектуального продукта в научной работе.

11. Особенности правового регулирования исследований и разработок (НИОКР). Изменения в законодательстве после 01.01.2008 г. Критерии отнесения работы к НИР, ОКР и ТР. Риск невыполнения НИОКР: последствия для заказчика и исполнителя. Права на результаты НИОКР. Предшествующая и созданная интеллектуальная собственность. Права на результаты НИОКР, созданные по государственному и муниципальному заказу.

12. Проблемы создания бюджетными образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях внедрения результатов интеллектуальной деятельности. Изменения в законодательстве Российской Федерации, связанные с принятием Федерального закона от 2 августа 2009 N 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности». Условия создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ. Особенности и порядок регистрации лицензионного договора при создании хозяйственного общества. Определение стоимости доли, приобретаемой в уставном капитале создаваемого общества. Отношения с авторами результатов интеллектуальной деятельности, права на которые использованы при приобретении доли в уставном капитале общества. Распределение дохода от использования результатов интеллектуальной деятельности учредителями (участниками) которых являются бюджетные научные и образовательные учреждения.

Занятия проводит профессорско-преподавательский состав ведущих вузов Москвы.

Участникам выдается Удостоверение установленного образца о повышении квалификации.

Для участников семинара организованы ежедневные обеды и культурная программа.

Участники семинара обеспечиваются информационно-методическими материалами в электронном виде.