Семинар: Практический курс по бюджетированию: основной инструмент эффективного достижения финансовых целей компании Семинар прошёл
Код 25412
О чём семинар?
Курс посвящен глубокому изучению вопросов бюджетирования и финансового планирования.
Соединение ключевых технологий планирования (стратегического и бюджетного) с четкой организацией деятельности компании дает заметный эффект в виде экономии ресурсов, предсказуемости и управляемости в целом.
В ходе учебного курса Вы получите навыки бюджетного планирования, учета стратегических ориентиров в бюджетах, составления корпоративного бизнес-плана. Овладеете аналитическими инструментами, которые позволят прогнозировать будущее финансовое состояние компании, планировать финансовые потоки, принимать правильные финансовые и управленческие решения.
А решение практических задач и анализ конкретных деловых ситуаций (кейсов) на основе реальных консалтинговых проектов авторов курса – это возможность с максимальной эффективностью применить материал к реальным условиям Вашей компании.
Для кого семинар?
Курс предназначен для руководителей финансовых служб и их заместителей, руководителей предприятий, руководителей бюджетных комитетов и бюджетных отделов, планово-экономических отделов, аналитиков и специалистов по планированию, генеральных директоров, директоров по развитию и стратегическому планированию
Программа семинара
ТЕМА 1.
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И БЮДЖЕТИРОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ- Роль и место бюджетирования в системе финансового менеджмента. Виды бюджетов: операционные, финансовые, консолидированные.
- Стратегические преимущества: контроль будущих финансовых результатов на основе бюджетов. Расчет стоимости бизнеса на основе бюджетов.
- Последовательность шагов: стратегия – план – бюджет – анализ качества - расчёт будущей стоимости – корректировки и оптимизация.
- Тактические преимущества: координация, распределение ресурсов. Основа для управления затратами.
- Бюджетирование как самая распространенная методика стратегического управления бизнесом. Увязка бюджетов (целей организации) с основными стратегическими позициями на конкурентном рынке.
- Стратегические цели в бюджетах: эффективность бизнеса, повышение конкурентоспособности, стоимость организации (бизнеса), учет интересов акционеров и владельцев.
- Бюджеты и жизненный цикл компании. Зависимость точности бюджетов от правильности прогнозов и планов продаж.
- Бюджетирование как основная методика контроля над затратами.
Распределение ресурсов (капитала) по основным направлениям бизнеса через бюджеты. Модель биржи ресурсов. - Управленческая борьба в распределении ресурсов при бюджетировании.
Основные трудности и сложности при исполнении бюджетов. - Что делать, если бюджеты не выполняются или их приходится постоянно корректировать. Скользящее бюджетирование.
ТЕМА 2.
ПРАВИЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВОЙ СЛУЖБЫ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ- Оргструктура финансовой службы и процесс бюджетирования.
- Основные действующие лица в компании, их интересы, квалификация, знания и навыки, директора и акционеры (владельцы), финансовый директор, ПЭО, бухгалтерия, IT служба.
- Взаимодействие генерального директора, финансового директора, главного бухгалтера и казначея в эффективном бюджетировании.
- Квалификация и должностные обязанности руководителей и сотрудников финансово-экономической службы.
- Взаимодействие между структурными подразделениями, порядок разрешения конфликтов.
- Управление проектом по постановке бюджетирования.
ТЕМА 3.
ОСНОВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ БЮДЖЕТНОГО УПРАВЛЕНИЯПревращение финансовой стратегии в бюджеты
- Финансовая стратегия как модель управления финансами предприятия. Связь с генеральной стратегией и стратегическими показателями.
- Финансовое прогнозирование и моделирование как основа стратегических решений.
- Инвестиционная стратегия предприятия как часть финансовой стратегии.
Связь бюджетирования со стратегическими целями в бизнесе. - Переход от финансовой стратегии к бюджетам.
Прогнозы и сценарии планирования
- Бюджеты и финансовое прогнозирование: как проложить «маршрут» в бизнесе.
- Предбюджетная подготовка – сценарный анализ будущего.
- Прогнозирование бизнеса в формате модели «как есть» и «как будет».
- Бюджетирование как функция комплексного управления предприятием
Генеральный («мастер») бюджет компании: состав и последовательность разработки. - Принципы разработки структуры бюджетов и отдельных его составляющих (операционных, инвестиционных, финансовых, сводных бюджетов).
- Особенности планирования продаж, производства, затрат, запасов, закупок.
- Гибкие, плавающие, динамические, фиксированные бюджеты.
- Способы оценки и прогнозирования объемов продаж и доходов. Активное и пассивное управление доходностью бизнеса.
- Связи между различными бюджетами.
- Планирование сводных бюджетов (бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств, прогнозный баланс). Порядок балансировки бюджета.
Пять главных целей бюджетирования.
Виды бюджетов и их составление
- Классификация и виды бюджетов.
- Бюджет Движения Денежных Средств: как составить и использовать.
- Бюджет Доходов и Расходов: структура затрат и виды прибыли.
- Бюджетный классификатор: фундамент процесса.
- Прогнозный управленческий баланс.
Бюджет движения денежных средств: прогнозирование и управление платежеспособностью
- Построение эффективной системы управления денежными потоками.
- Прогнозирование поступлений денежных средств. Прогнозирование расходов денежных средств. Оптимизация денежных потоков в краткосрочном и долгосрочном периодах.
- Алгоритм работы казначейства (финансового отдела с функциями казначейства).
- Формирование скользящих бюджетов и контроль составляемых реестров платежей.
- Планирование движения денежных средств (ДДС).
- Типовые ошибки при составлении БДДС.
- Платежный календарь как инструмент оперативного управления денежными средствами.
- Предвидение кассовых разрывов, ранжирование платежных операций.
Управление остатками на счетах. Расчет оптимального остатка денежных средств. - Управление платежеспособностью компании. Контроль риска потери платежеспособности.
- Резервный фонд компании как главный инструмент управления рисками. Создание и управление резервами.
Бюджет Доходов и Расходов: прогнозирование и управление доходностью
- Бюджетный классификатор статей доходов и затрат: ключевой элемент в системе планирования и управленческого учета в компании.
- Методология построения БДР. Последовательность шагов по составлению БДР. Нормирование затрат в рамках бюджетного управления.
- Операционные бюджеты: продаж, запасов, производства, материальных и трудовых затрат, общепроизводственных накладных расходов, управленческих и коммерческих расходов.
- Сборка БДР из операционных бюджетов.
- Структурный анализ бюджета доходов и расходов.
- Стратегическое управление затратами через бюджеты.
Прогнозный управленческий баланс
- Прогнозирование и управление ликвидностью.
- Прогноз структуры активов и пассивов.
- Верстка прогнозного управленческого баланса на основании данных операционных бюджетов.
- Анализ и корректировка составленного баланса.
Финансовый анализ качества бюджетов
- Основные группы бюджетных финансовых показателей. С чем сравнивать показатели.
- Нормирование бюджетных показателей.
- Трендовый анализ через соединение факта за 5 лет и бюджетов на 3 года вперед.
Архитектура бюджетной системы: регламенты, объекты, отчеты
- Бюджетный регламент, распределение функций, порядок взаимодействия.
- Финансовая структура компании: финансовые центры и их руководители.
- Управление компанией через центры ответственности – проблемы и преимущества.
- Разработка системы планово-контрольных показателей для ЦФО.
- Основные проблемы и ошибки при внедрении и реализации бюджетного управления в компании.
ТЕМА 4.
СИСТЕМА ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В КОМПАНИИ НА ОСНОВЕ БЮДЖЕТНОГО УПРАВЛЕНИЯФинансовый контроль и исполнение бюджетов:
- Контроль выполнения бюджетов: казначейский и план/фактный контроль.
- Контрольные точки анализа и проверки основных бюджетов и отчетов.
- Анализ существующей системы бюджетирования.
- Совершенствование системы бюджетирования в организации.
- Принципы эффективного бюджетирования и контроля в организации.
ТЕМА 5.
УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ ЧЕРЕЗ БЮДЖЕТЫ- Управление финансовыми рисками в системе бюджетирования.
- Формирование финансовых резервов (фондов) для минимизации рисковых последствий ведения бизнеса в условиях экономической неопределенности.
- Мониторинг и анализ состояния бюджетов с точки зрения риск-менеджмента.
ТЕМА 6.
КАК ПРАВИЛЬНО АВТОМАТИЗИРОВАТЬ БЮДЖЕТИРОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ- Определение уровня сложности и масштаба бизнес-процессов.
- Анализ типичных проблем и ошибок российских предприятий при внедрении бюджетирования.
- Цели автоматизации, чего можно реально добиться от автоматизации.
- Опыт автоматизации бюджетирования: организационные и психологические аспекты.
- Обзор систем автоматизации бизнеса, интеграция с системами автоматизации финансового управленческого учета и бюджетирования.
- Оценка стоимости проекта по внедрению автоматизированной системы управленческого финансового учета.
Содержание курса:
- основной материал – 50%,
- тренинг, решение задач – 35%,
- практические консультации, ответы на вопросы – 15%