Семинар: «223-фз. Изменения в законодательстве. Практика применения. Основные ошибки в закупочной деятельности заказчиков». Семинар прошёл
Код 28103
Для кого семинар?
государственные и муниципальные заказчики
Программа семинара
11 февраля 2016 года
09.30-10.00- РЕГИСТРАЦИЯ
10.00-17.00 Обзор законодательства, регулирующего закупки отдельных видов юридических лиц.
• Ближайшие Изменения ФЗ-223. Законы о внесении изменений 156-ФЗ от 29.06.2015,159-ФЗ от 29.06.2015, 249-ФЗ от 13.07.2015. Перспективы развития законодательства.
• Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке, в том числе, бюджетным учреждением при наличии Положения о закупках и размещенного до начала года в единой информационной системе (далее - ЕИС) в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, при осуществлении им закупок:
• КоАП РФ;
• Совершенствование антимонопольного законодательства.
.Постановление Правительства РФ № 1132 от 31.10.2014г. «Об утверждении Правил ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки»:
• Введение реестра договоров.
• Формирование планов закупок сроком на 5-7 лет.
• Применение государственными, муниципальными унитарными предприятиями норм Закона № 44-ФЗ.
• Состав реестра договоров с 2016 года.
• Документы, подаваемые заказчиками в реестр договоров при заключении, изменении, расторжении и исполнении договоров, сроки подачи таких документов.
Постановление Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. N 1352 "Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
• Объем закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства в 2015 году.
• Изменение статуса СМСП в рамках отраслевого законодательства.
• Отчетность по закупкам у субъектов малого и среднего предпринимательства.
• Пути поддержки при осуществлении закупок субъектов малого и среднего предпринимательства.
• Перечни закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства, утверждаемые заказчиками. Порядок их размещения в единой информационной системе.
• Особенности заявок участников закупки, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства.
• План привлечения к исполнению субподрядных договоров субъектов малого и среднего предпринимательства.
• Особенности требований по обеспечению заявок и исполнения договоров.
• Обязательства по оплате договоров, заключенных с такими субъектами.
• Взаимодействие заказчиков с Федеральной корпорацией по развитию малого и среднего предпринимательства.
Изменения 223-ФЗ, внесенные Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 156-ФЗ
• Понятие «конкретный заказчик» и «отдельный заказчик»;
• Полномочия Корпорации развития малого и среднего предпринимательства, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или созданных ими организаций в части проведения оценки соответствия и мониторинга соответствия планов закупки, проектов таких планов, изменений, внесенных в такие планы, проектов изменений, вносимых в такие планы, годовых отчетов требованиям законодательства Российской Федерации, предусматривающим участие субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке;
• Изменение формы плана закупок товаров, работ, услуг и плана закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств в части закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства;
• Новые обязанности заказчиков, в том числе в части утверждения перечня товаров, работ, услуг, удовлетворяющих критериям отнесения к инновационной продукции, высокотехнологичной продукции; положения о порядке и правилах применения (внедрения) товаров, работ, услуг, удовлетворяющих критериям отнесения к инновационной продукции, высокотехнологичной продукции;
• Изменения в отчетности заказчиков;
• Понятия «уведомления» и «заключения», их отличия, последствия для заказчиков
Изменения 223-ФЗ, внесенные Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 159-ФЗ, Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 210-ФЗ
Формирование плана закупок:
• Составление общего плана закупок сроком не менее 1 года;
• Составление плана закупок по инновационной, высокотехнологичной продукции и лекарственных средств сроком на 3-5 лет (с 01.01.2015г. - на 5-7 лет).
Порядок составления положения о закупке и разбор типичных ошибок:
• Порядок разработки (изменения) и содержание Положения о закупках;
• Формирование нормативной базы документов;
• Состав ключевых документов - что должно содержать Положение о закупке;
• Публикуемая и не публикуемая составляющие Положения о закупке;
• Особенности, которые должны быть учтены при разработке типовых форм документов;
• Установление в Положении о закупке требований, защищающих права и интересы заказчика;
• Типовые Ошибки при разработке Положения о закупке;
Особенности закупок в электронной форме.
• Достоинства и недостатки автоматизации закупочных процессов.
• Пути снижения трудовых и финансовых затрат и повышения эффективности расходов.
• Порядок юридически значимого электронного документооборота. Государственные автоматизированные информационные системы. Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ «Об электронной подписи».
• Работа на общероссийском сайте zakupki.gov.ru. Единая информационная система.
• Обзор существующих электронных площадок для обеспечения электронных процедур закупок.
• Аккредитация и регистрация заказчиков и поставщиков.
• Проведение конкурентных процедур в режиме реального времени (Запросы цен/предложений, Аукционы, Открытые конкурсы и т.д.).
• Плюсы и минусы электронных процедур закупок.
Постановление Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352 "Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Эффективная договорная работа
13.00-14.00 обед
12 февраля 2016 года
10.00-17.00 Ответственность организаторов закупок за неправомерные действия в рамках 223-ФЗ.
Пресечение противоправных действий заказчиков контрольными органами при проведении плановых и внеплановых проверок.
• Плановый и внеплановый характер проверок организаторов закупок и членов закупочных комиссий контрольными органами. Основания для проведения комплексных контрольных мероприятий.
• Примеры направления материалов дел в правоохранительные органы для рассмотрения вопроса о наличии признаков состава преступления в действиях должностных лиц. Признаки преступлений в сфере публичных закупок в соответствии с указанием Генеральной Прокуратуры Российской Федерации и МВД России.
• Выявление неэффективных закупок и меры реагирования в практике Счетной палаты РФ
• Ошибки БЮДЖЕТНЫХ и АВТОНОМНЫХ учреждений при утверждении ПОЛОЖЕНИЙ О ЗАКУПКЕ (на примерах проверок ФАС России).
УКРУПНЕНИЕ лотов: контроль ФАС России.
Объединение в предмет контракта несвязанных между собой товаров, работ, услуг.
• Практика нарушений антимонопольных требований при закупках продуктов питания, текущего ремонта, организации мероприятий и работ по содержанию зданий и сооружений.
• Формирование лотов в соответствии с классификационными кодами ОКПДД с учетом позиции ВАС РФ на уборку и содержание помещений, поставку оборудования и выполнение работ по модернизации имеющегося у Заказчика оборудования, услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, комплексного обслуживания и содержания зданий и сооружений, повышений квалификаций по различным специальностям.
• Контроль у качестве крупного лота физического объединения нескольких устройств для выполнения совместных функций: ошибки заказчиков.
• Административная ответственность заказчиков при формировании лотов с разными продуктовыми рынками.
• Выявление прокуратурой включения в состав одного лота, объекта закупки товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных между собой
• Правомерность объединения в один лот объектов, расположенных в разных районах, адресах.
• Закупка под «ключ»: с позиции ФАС и целевого программного финансирования потребности заказчика.
Выявление АФФИЛИРОВАННОСТИ участников закупок с заказчиками.
УСТАНОВЛЕНИЕ ненадлежащим образом авансирования, формы и порядка оплаты закупаемых товаров, работ, услуг.
Требование о допуске СРО при закупке подрядных работ: практика контроля прокуратуры и ФАС России.
ЗАВЫШЕНИЕ закупочной цены ПРИМЕРЫ КОНТРОЛЯ.
Ошибки в работе контрольных органов, обуславливающие неприменение мер ответственности к заказчикам, членам закупочных и приемочных комиссий на конкретных примерах.
Виды нарушений № 223-ФЗ и подзаконных НПА, выявляемых в ходе внешнего государственного контроля (аудита) согласно классификатора нарушений, одобренного коллегией Счетной палаты Российской Федерации 18 декабря 2014 года.
ОБЗОР основных нарушений, выявленных контрольными органами на примерах проверенных заказчиков:
• Неправомерное проведение переговоров по результатам торгов с подрядчиками;
• Участие аффилированных с заказчиком компаний в закупках
• Формальное проведение закупок с несоразмерными объемам поставок сроков исполнения договорных обязательств
• Ошибки описания объектов закупки в технических заданиях
• Излишние требования к документам в составе заявок
• Дискретные порядки оценок, не позволяющие выявлять лучшие условия исполнения договора
• Ошибки членов закупочных комиссий при оценке заявок на примерах запросов предложений и конкурсов
Практикум по выявлению в закупках неизмеряемых требований к участникам закупок, которые не могут быть формализованы и однозначно понятны для всех потенциальных участников закупок.
ТРЕНИНГ по ПРАВОМЕРНОМУ установлению ТОВАРНОГО ЗНАКА, места происхождения, страны, названия производителя ЗАКУПАЕМОГО товара в техническом задании (спецификации договора), УСТАНОВЛЕНИЕ опыта и репутации как ограничение или не ограничения участников закупок.
АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ заказчика при закупке до 100 тысяч рублей неконкурентными способами. Основные ошибки
• Закупки товаров, работ, услуг без проведения конкурентных процедур до 1 000 000 рублей, вследствие чрезвычайного события (аварийной ситуации, непреодолимой силы, возникновение потребности в товарах, работах, услугах, связанных с обеспечением своевременного и качественного исполнения заключенного договора, государственного или муниципального контракта, в том числе заключенного по результатам размещения заказа в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ /44-ФЗ признания конкурентной процедуры закупки несостоявшейся, закупки у материнской и дочерней (зависимой) компании.
Анализ сложившейся практики привлечения к административной ответственности организаторов закупки в случаях:
• Невыполнение в установленный срок законного решения или предписания;
• Нарушение, предусмотренных № 223-ФЗ и положением о закупке, сроков размещения информации на официальном сайте
• Несоблюдение требований к содержанию извещений и закупочных документаций
• Предъявление требований к участникам закупок
• Оценка и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Типологизация ошибок организаторов закупки при направлении сведений об участников закупки для включения в реестр недобросовестного поставщика на основе заключений ФАС России об отсутствии оснований для включения в РНП по результатам 2014 года.
Применение мер административной ответственности, введенной № 122-ФЗ от 05.05.2014 в КоАП: специфика взаимодействия контрольных органов с ФАС России по вопросу привлечения организаторов закупок к административной ответственность; применение штрафов к уволившимся сотрудникам и (или) перешедшим на другие должности; обстоятельства, свидетельствующие о малозначительности совершенного административного правонарушения; обстоятельства, отягчающие административную ответственность; особенности отмены постановлений о наложении штрафа по делам об административном правонарушении в судебном порядке; позиция ВАС России о несоразмерен тяжести правонарушения и примененных штрафов.
Применение ДИСКВАЛИФИКАЦИИ должностных лиц юридического лица - НОВАЯ МЕРА НАКАЗАНИЯ за не проведение электронных форм закупок. Тонкости применения.
13.00-14.00 обед
09.30-10.00- РЕГИСТРАЦИЯ
10.00-17.00 Обзор законодательства, регулирующего закупки отдельных видов юридических лиц.
• Ближайшие Изменения ФЗ-223. Законы о внесении изменений 156-ФЗ от 29.06.2015,159-ФЗ от 29.06.2015, 249-ФЗ от 13.07.2015. Перспективы развития законодательства.
• Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке, в том числе, бюджетным учреждением при наличии Положения о закупках и размещенного до начала года в единой информационной системе (далее - ЕИС) в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, при осуществлении им закупок:
• КоАП РФ;
• Совершенствование антимонопольного законодательства.
.Постановление Правительства РФ № 1132 от 31.10.2014г. «Об утверждении Правил ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки»:
• Введение реестра договоров.
• Формирование планов закупок сроком на 5-7 лет.
• Применение государственными, муниципальными унитарными предприятиями норм Закона № 44-ФЗ.
• Состав реестра договоров с 2016 года.
• Документы, подаваемые заказчиками в реестр договоров при заключении, изменении, расторжении и исполнении договоров, сроки подачи таких документов.
Постановление Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. N 1352 "Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
• Объем закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства в 2015 году.
• Изменение статуса СМСП в рамках отраслевого законодательства.
• Отчетность по закупкам у субъектов малого и среднего предпринимательства.
• Пути поддержки при осуществлении закупок субъектов малого и среднего предпринимательства.
• Перечни закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства, утверждаемые заказчиками. Порядок их размещения в единой информационной системе.
• Особенности заявок участников закупки, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства.
• План привлечения к исполнению субподрядных договоров субъектов малого и среднего предпринимательства.
• Особенности требований по обеспечению заявок и исполнения договоров.
• Обязательства по оплате договоров, заключенных с такими субъектами.
• Взаимодействие заказчиков с Федеральной корпорацией по развитию малого и среднего предпринимательства.
Изменения 223-ФЗ, внесенные Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 156-ФЗ
• Понятие «конкретный заказчик» и «отдельный заказчик»;
• Полномочия Корпорации развития малого и среднего предпринимательства, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или созданных ими организаций в части проведения оценки соответствия и мониторинга соответствия планов закупки, проектов таких планов, изменений, внесенных в такие планы, проектов изменений, вносимых в такие планы, годовых отчетов требованиям законодательства Российской Федерации, предусматривающим участие субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке;
• Изменение формы плана закупок товаров, работ, услуг и плана закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств в части закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства;
• Новые обязанности заказчиков, в том числе в части утверждения перечня товаров, работ, услуг, удовлетворяющих критериям отнесения к инновационной продукции, высокотехнологичной продукции; положения о порядке и правилах применения (внедрения) товаров, работ, услуг, удовлетворяющих критериям отнесения к инновационной продукции, высокотехнологичной продукции;
• Изменения в отчетности заказчиков;
• Понятия «уведомления» и «заключения», их отличия, последствия для заказчиков
Изменения 223-ФЗ, внесенные Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 159-ФЗ, Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 210-ФЗ
Формирование плана закупок:
• Составление общего плана закупок сроком не менее 1 года;
• Составление плана закупок по инновационной, высокотехнологичной продукции и лекарственных средств сроком на 3-5 лет (с 01.01.2015г. - на 5-7 лет).
Порядок составления положения о закупке и разбор типичных ошибок:
• Порядок разработки (изменения) и содержание Положения о закупках;
• Формирование нормативной базы документов;
• Состав ключевых документов - что должно содержать Положение о закупке;
• Публикуемая и не публикуемая составляющие Положения о закупке;
• Особенности, которые должны быть учтены при разработке типовых форм документов;
• Установление в Положении о закупке требований, защищающих права и интересы заказчика;
• Типовые Ошибки при разработке Положения о закупке;
Особенности закупок в электронной форме.
• Достоинства и недостатки автоматизации закупочных процессов.
• Пути снижения трудовых и финансовых затрат и повышения эффективности расходов.
• Порядок юридически значимого электронного документооборота. Государственные автоматизированные информационные системы. Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ «Об электронной подписи».
• Работа на общероссийском сайте zakupki.gov.ru. Единая информационная система.
• Обзор существующих электронных площадок для обеспечения электронных процедур закупок.
• Аккредитация и регистрация заказчиков и поставщиков.
• Проведение конкурентных процедур в режиме реального времени (Запросы цен/предложений, Аукционы, Открытые конкурсы и т.д.).
• Плюсы и минусы электронных процедур закупок.
Постановление Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352 "Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Эффективная договорная работа
13.00-14.00 обед
12 февраля 2016 года
10.00-17.00 Ответственность организаторов закупок за неправомерные действия в рамках 223-ФЗ.
Пресечение противоправных действий заказчиков контрольными органами при проведении плановых и внеплановых проверок.
• Плановый и внеплановый характер проверок организаторов закупок и членов закупочных комиссий контрольными органами. Основания для проведения комплексных контрольных мероприятий.
• Примеры направления материалов дел в правоохранительные органы для рассмотрения вопроса о наличии признаков состава преступления в действиях должностных лиц. Признаки преступлений в сфере публичных закупок в соответствии с указанием Генеральной Прокуратуры Российской Федерации и МВД России.
• Выявление неэффективных закупок и меры реагирования в практике Счетной палаты РФ
• Ошибки БЮДЖЕТНЫХ и АВТОНОМНЫХ учреждений при утверждении ПОЛОЖЕНИЙ О ЗАКУПКЕ (на примерах проверок ФАС России).
УКРУПНЕНИЕ лотов: контроль ФАС России.
Объединение в предмет контракта несвязанных между собой товаров, работ, услуг.
• Практика нарушений антимонопольных требований при закупках продуктов питания, текущего ремонта, организации мероприятий и работ по содержанию зданий и сооружений.
• Формирование лотов в соответствии с классификационными кодами ОКПДД с учетом позиции ВАС РФ на уборку и содержание помещений, поставку оборудования и выполнение работ по модернизации имеющегося у Заказчика оборудования, услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, комплексного обслуживания и содержания зданий и сооружений, повышений квалификаций по различным специальностям.
• Контроль у качестве крупного лота физического объединения нескольких устройств для выполнения совместных функций: ошибки заказчиков.
• Административная ответственность заказчиков при формировании лотов с разными продуктовыми рынками.
• Выявление прокуратурой включения в состав одного лота, объекта закупки товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных между собой
• Правомерность объединения в один лот объектов, расположенных в разных районах, адресах.
• Закупка под «ключ»: с позиции ФАС и целевого программного финансирования потребности заказчика.
Выявление АФФИЛИРОВАННОСТИ участников закупок с заказчиками.
УСТАНОВЛЕНИЕ ненадлежащим образом авансирования, формы и порядка оплаты закупаемых товаров, работ, услуг.
Требование о допуске СРО при закупке подрядных работ: практика контроля прокуратуры и ФАС России.
ЗАВЫШЕНИЕ закупочной цены ПРИМЕРЫ КОНТРОЛЯ.
Ошибки в работе контрольных органов, обуславливающие неприменение мер ответственности к заказчикам, членам закупочных и приемочных комиссий на конкретных примерах.
Виды нарушений № 223-ФЗ и подзаконных НПА, выявляемых в ходе внешнего государственного контроля (аудита) согласно классификатора нарушений, одобренного коллегией Счетной палаты Российской Федерации 18 декабря 2014 года.
ОБЗОР основных нарушений, выявленных контрольными органами на примерах проверенных заказчиков:
• Неправомерное проведение переговоров по результатам торгов с подрядчиками;
• Участие аффилированных с заказчиком компаний в закупках
• Формальное проведение закупок с несоразмерными объемам поставок сроков исполнения договорных обязательств
• Ошибки описания объектов закупки в технических заданиях
• Излишние требования к документам в составе заявок
• Дискретные порядки оценок, не позволяющие выявлять лучшие условия исполнения договора
• Ошибки членов закупочных комиссий при оценке заявок на примерах запросов предложений и конкурсов
Практикум по выявлению в закупках неизмеряемых требований к участникам закупок, которые не могут быть формализованы и однозначно понятны для всех потенциальных участников закупок.
ТРЕНИНГ по ПРАВОМЕРНОМУ установлению ТОВАРНОГО ЗНАКА, места происхождения, страны, названия производителя ЗАКУПАЕМОГО товара в техническом задании (спецификации договора), УСТАНОВЛЕНИЕ опыта и репутации как ограничение или не ограничения участников закупок.
АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ заказчика при закупке до 100 тысяч рублей неконкурентными способами. Основные ошибки
• Закупки товаров, работ, услуг без проведения конкурентных процедур до 1 000 000 рублей, вследствие чрезвычайного события (аварийной ситуации, непреодолимой силы, возникновение потребности в товарах, работах, услугах, связанных с обеспечением своевременного и качественного исполнения заключенного договора, государственного или муниципального контракта, в том числе заключенного по результатам размещения заказа в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ /44-ФЗ признания конкурентной процедуры закупки несостоявшейся, закупки у материнской и дочерней (зависимой) компании.
Анализ сложившейся практики привлечения к административной ответственности организаторов закупки в случаях:
• Невыполнение в установленный срок законного решения или предписания;
• Нарушение, предусмотренных № 223-ФЗ и положением о закупке, сроков размещения информации на официальном сайте
• Несоблюдение требований к содержанию извещений и закупочных документаций
• Предъявление требований к участникам закупок
• Оценка и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Типологизация ошибок организаторов закупки при направлении сведений об участников закупки для включения в реестр недобросовестного поставщика на основе заключений ФАС России об отсутствии оснований для включения в РНП по результатам 2014 года.
Применение мер административной ответственности, введенной № 122-ФЗ от 05.05.2014 в КоАП: специфика взаимодействия контрольных органов с ФАС России по вопросу привлечения организаторов закупок к административной ответственность; применение штрафов к уволившимся сотрудникам и (или) перешедшим на другие должности; обстоятельства, свидетельствующие о малозначительности совершенного административного правонарушения; обстоятельства, отягчающие административную ответственность; особенности отмены постановлений о наложении штрафа по делам об административном правонарушении в судебном порядке; позиция ВАС России о несоразмерен тяжести правонарушения и примененных штрафов.
Применение ДИСКВАЛИФИКАЦИИ должностных лиц юридического лица - НОВАЯ МЕРА НАКАЗАНИЯ за не проведение электронных форм закупок. Тонкости применения.
13.00-14.00 обед