Семинар: Практический курс для маркетолога: маркетинговые исследования и аудит маркетинга Семинар прошёл
Программа семинара
Программа:
1 день
1. Постановка аналитической функции маркетинга и системы маркетинговой информации и маркетинговых исследований на предприятии
Место и роль системы маркетинговой информации и маркетинговых исследований в системе маркетинга предприятия, типичные ошибки в организации информационной системы маркетинга и рекомендации по их преодолению. Признаки неэффективности аналитической функции маркетинга.Связь между маркетинговыми исследованиями и циклом планирования маркетинга. Анализ макросреды и микросреды маркетинга в целях разработки стратегического и тактического планов маркетинга. Основные направления и цели маркетинговых исследований. Как часто и в каких ситуациях необходимо проводить маркетинговые исследования? Аудит маркетинга в системе маркетинговых исследований и анализа на предприятии.Типы маркетинговых исследований: мониторинги маркетинговой среды, инновационные и ситуативные исследования.Должность маркетолога: цели, функции, права и обязанности. Место и роль маркетолога в системе маркетинговых исследований и маркетинговой информации. Другие специалисты, отвечающие за проведение маркетинговых исследований на предприятии. Взаимодействие маркетолога с управляющими по маркетингу.Составление программы, бюджетирование маркетинговых исследований и маркетинговой информации.Основные виды и источники получения маркетинговой информации. Достоинства и недостатки различных методов получения информации.Релевантность маркетинговой информации: сущность, критерии, основные способы обеспечения релевантности. Вторичная маркетинговая информация: основные источники, методы оценки релевантности, стоимость приобретения.Обзор «готовых» маркетинговых исследований: виды, релевантность информации, выгоды и стоимость приобретения. Кто продает «готовые» исследования.Где искать вторичную маркетинговую информацию о конкурентах?Способы минимизации расходов на получение релевантной вторичной маркетинговой информации.2. Планирование маркетингового исследования
Процедура маркетингового исследования: основные этапы и их содержание. Разработка концепции исследования: основные этапы, приемы предотвращения неустранимых ошибок исследования.Выбор подхода к проведению маркетингового исследования: проведение исследований самостоятельно или с помощью сторонних организаций – аргументы за и против, разбор типичных ситуаций.Как сэкономить бюджет маркетингового исследования? Формы частичного сотрудничества с исследовательскими организациями и иные способы.Этапы переговорного процесса и взаимодействия с исследовательской организации: постулаты правильного поведения заказчика на каждом из этапов исследования.Разработка research brief (запроса на проведение маркетингового исследования) и рекомендации по анализу research proposals (коммерческих предложений от исследовательских организаций)Рекомендации по выбору партнера по проведению маркетингового исследования разработке технического задания на проведение маркетингового исследования.Нужны ли рабочие гипотезы в маркетинговом исследовании? Для чего они служат и как формируются. Основные исследовательские методы проверки рабочих гипотез.Общие подходы к разработке рабочего инструментария исследования и правила его пилотирования.2 день
3. Проведение маркетингового исследования
Основные методы и формы контроля качества первичной маркетинговой информации при проведении опросов, при наблюдениях и др.Типичные ошибки, которые совершаются предприятиями при организации полевых исследований потребителей или конкурентов собственными силами или силами сторонних исследовательских организаций, способы их преодоления.Формы и методы контроля качества полевой работы исследовательских организаций. Многоликий фальсификат, и как с ним бороться.Рекомендации по формированию собственной эффективной интервьюерской сети. Кто он – «идеальный интервьюер», и как его найти?Как работать с бригадами интервьюеров.Методы наказания и поощрения интервьюеров.Основные формы предоставления результатов маркетингового исследования.Нужна ли презентация результатов маркетингового исследования? Основные правила подготовки и проведения эффективной презентации итогов маркетингового исследования: как добиться от руководства необходимых действий?4. Интерпретация результатов маркетингового исследования: основные методы анализа рынка
Определение емкости рынка товаров и услуг: базовые подходы, их преимущества и недостатки. Исходная информация для определения емкости рынка. Прогнозирование потенциальной емкости рынка. Примеры определения валидных (пригодных) методов оценки емкости на различных рынках типов В2В и В2С.Использование экспертных методов в анализе рынка. Наиболее надежные методики получения и анализа экспертных оценок.Сегментация потребителей: сущность, основные подходы. Пример простого и доступного метода сегментации потребителей.Проблемы выбора критериев сегментации. Базовые критерии сегментации потребителей на рынках В2В и В2С.Критерии и основные методики отбора целевых сегментов рынка. Доступные методики построения факторной модели и сегментации и отборе целевых сегментов рынка.3 день
5. Полевые исследования потребителей
Полевые исследования потребителей и конкурентов: рыночные проблемы, требующие полевых исследований, достоинства и недостатки эмпирической информации, полученной в результате полевых исследований.Методы количественных и качественных исследований потребителей. Когда необходимо проводить опросы, а когда – фокус-группы?Качественные исследования потребителей: засекреченные и открытые, области их применимости. Фокус-группы и глубинные интервью: назначение, достоинства и недостатки, основные правила проведения. Принципы и правила рекрутмента респондентов на фокус-группы, основные приемы стимулирования респондентов и формы контроля состава выборки респондентов. Принципы построения топ-гайдов и тематического плана дискуссии. Правила и приемы «разогрева» и контроля аудитории.Назначение прожективных методов качественных маркетинговых исследований и примеры их эффективного применения. Обзор современных ассоциативных исследовательских методов.Оценка имиджа предприятия (продукта, бренда) и уровня лояльности потребителей.Опросные исследования потребителей: анкетирование, личные формализованные интервью, телефонные интервью, он-лайн исследования. Их достоинства и недостатки.Структура анкеты, основные требования к составлению анкет, порядок составления анкеты. Оценка уровня точности данных опросных исследований: проблема уровня точности, трудности расчета объемов и структуры выборки.Методы оптимизации объема и структуры выборок при проведении опросов. Методика проведения мистери-шоппинг на потребительском рынке. Методы оценки уровня обслуживания потребителей и эффективности аккаунт-менеджмента компании. Модель RATER.6. Исследования корпоративных потребителей и конкурентов
Методы получения релевантной полевой маркетинговой информации о конкурентах. Основные информационные источники в исследованиях конкурентов. Исследовательские методы выделения основных конкурентов компании.Методы определения доли рынка основных конкурентов.Позиционирование основных конкурентов компании на целевых рынках.Специфика исследования корпоративных потребителей.Методы легендированных (засекреченных) опросов корпоративных потребителей и конкурентов. Эффективные информационные легенды-прикрытия и приемы стимулирования респондентов к участию в исследовании.Методика проведения мистери-шоппинг на корпоративном рынке.4 день
1. Сущность и назначение аудита маркетинга
Основные «зоны уязвимости» системы маркетинга предприятия. Основные подходы к оценке эффективности маркетинга, базовые методы выявления ошибок и слабых сторон системы маркетинга компании.Ситуации, требующие проведения аудита маркетинга. Частичный и комплексный аудит маркетинга. Экспресс-аудит. Оценка целесообразности проведения комплексного аудита маркетинга.Основные цели и задачи аудита маркетинга.Внешний и внутренний аудит (самоаудит маркетинга): сравнительный анализ достоинств и недостатков обоих подходов. Выбор подхода к проведению аудита: самостоятельно или с помощью сторонних организаций.С чего начать чистку «авгиевых конюшен» системы маркетинга? Как выявить приоритетные направления самоаудита. Основные проблемы и трудности, возникающие при проведении самоаудита маркетинга, способы их преодоления.Результаты аудита маркетинга и обзор основных внутрифирменных документов, разрабатываемых по итогам проведения аудита маркетинга.2. Планирование и организация аудита маркетинга
Основные этапы процесса комплексного аудита маркетинга, сущность и назначение этапов.Концепция (плана) аудита маркетинга: содержание документа.Контроль процесса аудита маркетинга.3. Основные методы проведения аудита маркетинга
Основные источники информации при проведении аудита маркетинга.Анкетный метод (метод ключевых вопросов): сущность, особенности, достоинства и недостатки метода. Примеры анкет (ключевых вопросов) для проведения самоаудита. Анкета для проведения экспресс-аудита маркетинга. Аналитические методы: основные методы стратегического и маркетингового анализа, используемые в аудите.Методы бенчмаркинга и конкурентного анализа, используемые в аудите маркетинга.Использование экспертных методов в аудите маркетинга. Методы факторного и совместного анализа в аудите маркетинга. Примеры построения факторных моделей при оценке конкурентоспособности предприятия.4. Аудит внешней среды маркетинга предприятия
Сущность и ключевые цели аудита рынка (внешней среды маркетинга). Примерный план (концепция) аудита внешней среды. Примерный состав информации, необходимой для проведения аудита рынка, методы проведения.Обзор современных методик стратегического анализа внешней среды маркетинга: SWOT-анализ, PEST-анализ и др.. Процедура и источники информации для стратегического анализа.5. Аудит внутренней среды маркетинга предприятия
Аудит внутренней среды маркетинга: сущность, задачи, последовательность действий, практические результаты.Внутрифирменная информация, необходимая для проведения эффективного аудита маркетинга.Обзор современных методик анализа внутренней среды маркетинга: SNW-анализ, портфельный анализ, функционально-стоимостной анализ, объемно-стоимостной анализ (ABC-анализ) и др.Анализ результативности (эффективности) действующей системы маркетинга: базовые подходы и ключевые показатели. Основные методы оценки эффективности инвестиций в маркетинг.Методы анализа действующей организационной схемы управления маркетингом.В ходе семинара слушателям выдается объемное методическое пособие, включающее в себя, помимо обширных методических материалов:
В качестве бонуса слушателям семинара-практикума дарится CD, содержащий: