Семинар: Методика преподавания дисциплины "концепции современного естествознания" Семинар прошёл

Код 5296


О чём семинар?

В рамках семинара будут рассмотрены организационные и методические аспекты преподавания КСЕ. Участники семинара освоят методические приемы изложения сложных вопросов учебного материала, познакомятся с опытом преподавания КСЕ в ВУЗах.

Для кого семинар?

заведующие кафедрами и преподаватели учебного курса «Концепции современного естествознания», а также все заинтересованные лица.

Программа семинара

ПРОГРАММА СЕМИНАРА (5 дней):


В рамках семинара будут рассмотрены
организационные и методические аспекты преподавания курса «Концепции современного естествознания», входящего в цикл общих математических и естественнонаучных дисциплин для гуманитарных направлений подготовки бакалавриата. Этот курс сравнительно недавно, в первой половине 90-х годов, был введен в учебные программы с целью повышения общего культурного и образовательного уровня выпускников гуманитарных вузов, создания предпосылок для формирования современного инновационно-технологического мышления, а также для совершенствования методов научных исследований в соответствующих гуманитарных областях.

В марте 2007 года состоялся первый межрегиональный семинар по этой тематике, организованный ЦНТИ «Прогресс». Новая встреча подготовлена с учетом высказанных пожеланий, в частности, запланировано посещение лекций, семинаров по КСЕ в вузах Санкт-Петербурга, проведение нескольких круглых столов, дискуссий. Участники семинара познакомятся с более чем десятилетним опытом работы преподавания КСЕ в вузах Санкт-Петербурга и Москвы, освоят методические приемы изложения сложных проблем, находящихся на переднем крае современного естествознания, обсудят способы повышения интереса и уровня учебного материала студентами.


1.
Структура и содержание учебно-методического комплекса по дисциплине «Концепции современного естествознания» (КСЕ). Государственный образовательный стандарт и его воплощение в программе курса КСЕ.


2.
Трудоемкость курса КСЕ и ее методологическое обоснование. Методические подходы к разработке структуры и календарно-тематического плана курса.


3.
Философские, культурологические и исторические аспекты естествознания на лекциях по КСЕ. Иерархия естественных наук.


4.
Содержание лекционных тем:

Классическая естественнонаучная картина мира.

Неклассические естественнонаучные концепции в курсе КСЕ. Структура, динамика и взаимодействие в микромире.

Эволюционные процессы в мегамире (эволюция Вселенной, галактик, звезд, Солнечной системы).

Синергетическая парадигма в современном естествознании.


5.
Научно-технический прогресс и наукоемкие технологии в курсе КСЕ.


6.
Оптимальное сочетание аналитического и синтетического подхода в изложении современных проблем физики, химии, биологии.


7.
Содержание и методика проведения семинарских занятий по КСЕ.


8.
Учебники и учебные пособия по КСЕ, дополнительная литература, глоссарий.


9.
Методика подготовки и проведения Интернет-экзамена по КСЕ. Фонды текстовых заданий, контрольные вопросы к зачетам и экзаменам.


10.
Экологический императив в изложении материала курса КСЕ.


11.
Информационные технологии в учебном процессе по курсу КСЕ.


12.
Индивидуальные задания по КСЕ, подготовка и участие в студенческих научных конференциях, реферативные публикации в методических сборниках.


Занятия проводят:
Кожевников Николай Михайлович, доктор физ.-мат. наук, профессор Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, член Президиума Научно-методического совета по концепциям современного естествознания Министерства образования и науки Российской Федерации (автор программы);
Голубева Ольга Наумовна, доктор физико-математических наук, профессор Российского университета дружбы народов (Москва), член Президиума Научно-методического совета по концепциям современного естествознания Министерства образования и науки Российской Федерации;
Ханин Самуил Давыдович, доктор физико-математических наук, профессор Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена (Санкт-Петербург), член Президиума Научно-методического совета по концепциям современного естествознания Министерства образования и науки Российской Федерации.


Все слушатели обеспечиваются
комплектом информационно-справочных материалов

по тематике семинара, а также учебными пособиями на компакт-дисках.


Для всех участников семинара организованы
ежедневные обеды и культурная программа.