Семинар: Методика преподавания русского языка как иностранного Семинар прошёл
О чём семинар?
Для кого семинар?
Программа семинара
ПРОГРАММА СЕМИНАРА (4 дня):
1. Этнопсихологические основы обучения РКИ.
Типология культур как база формирования этнопсихологических основ обучения РКИ.Аксеологические характеристики национальных культур.Ценностные интенции культуры и особенности национального менталитета в аспекте преподавания РКИ.2. Лингвокультурологический аспект обучения РКИ.
Языковая картина мира и ее экспликация в иностранной аудитории.Культурная коннотация как отражение языковой ментальности.Культурологические лакуны в аспекте обучения РКИ.3. Межкультурная коммуникация в практике преподавания РКИ.
Уровни МКК.Васильева Г.М., д.ф.н., профессор РГПУ им. А.И.Герцена4. Экономическая картина мира в межкультурной коммуникации. Лексический аспект.
Овладение экономической лексикой и преподавание ее иностранным студентам на материале публицистических текстов.Формирование у иностранных студентов адекватных представлений о экономических проблемах страны. Тематическая лексика.Томашевская К.В., д.ф.н., профессор кафедры русского языка и литературы СПбГУ экономики и финансов.5. Новые информационные технологии и технические средства обучения (компьютерные и мультимедийные установки).
Характеристика новых информационных технологий в методики обучения РКИ.Аудиовизуальные учебные пособия и методика работы по их созданию и использованию.Мультимедийные учебные программы по РКИ.Миловидова О.В., старший преподаватель РГПУ им. А.И.Герцена6. Диалог культур. Проблемы освоения иностранцами русской языковой картины мира. Как преодолеть стереотипы. Стереотип – символ – концепт. Обучение культурозначимым единицам языка от морфемы до текста.
Щепина Е.Н., к.ф.н., директор программы РКИ Смольного института свободных искусств и наук Санкт-Петербургского государственного университета7. Методика преподавания фонетики русского языка как иностранного (в том числе в китайской аудитории).
Розова О.Г., к.ф.н., доцент РГПУ им. А.И.Герцена8. Работа над текстом научного сочинения.
Авторская программа обучения иностранных студентов написанию выпускной квалификационной работы.
9. Изучение крылатых слов в группах иностранных студентов-нефилологов.
Особенности подачи учебных материалов с учетом специфики аудитории.Варианты подбора крылатых слов и составления комплекса упражнений.Особенности включения дополнительных материалов, посвященных трансформированным фразеологическим оборотам и крылатым словам, широко используемым в СМИ.Воронина Е.Н., к.п.н., доцент РГПУ им. А.И.Герцена10. Лексический аспект в практике преподавания русского языка как иностранного.
Особенности преподавания лексики на разных этапах обучения. Новые тенденции в методике преподавания лексики.Виды лексических упражнений.Основные недочеты в работе с лексикой.11. Обучение письменным видам речевой деятельности.
Поэтапное овладение умениями и навыками письменной речи.Новичкова С.А., к.ф.н., доцент кафедры РКИ РГПУ им. А.И.Герцена12. Обучение письменной речи.
Систематизация представлений о коммуникативных - прагматических качествах речи. Типы речевых ошибок. Традиционные жанры сочинений (описание, повествование, рассуждение) и их переосмыслен в современной лингвистике. Сочинение – рецензия. Сочинение по афоризму с его подтверждением или опровержением.
13. Риторический аспект преподавания РКИ.
Отечественные и зарубежные риторические традиции обучения связной письменной речи. Типы аргументов (сильные и слабые, за и против) и виды аргументации: нисходящая/восходящая;
односторонняя/двусторонняя;
индуктивная/ дедуктивная;
опровергающая/поддерживающая. Правила и приемы эффективной аргументации в письменной речи. Сочинения по образцу хрии (полной и неполной, прямой и обратной). Выразительный потенциал тропов, риторических фигур и разнообразных прецедентных феноменов. «Красивость» как ложная выразительность.
14. Круглый стол по теме: «Какую роль в обучении РКИ играют типология языка, пол, возраст, психологические особенности и т.д.».
Все слушатели обеспечиваются комплектом информационно-справочных материалов по тематике семинара.
Для всех участников семинара организованы ежедневные обеды и культурная программа.