Семинар: Методика преподавания русского языка как иностранного Семинар прошёл

Код 5311


О чём семинар?

На семинаре рассматриваются методические проблемы преподавания РКИ, информационные технологии и технические средства обучения, содержательное наполнение учебных курсов в программе РКИ.

Для кого семинар?

заведующие кафедрами и преподаватели русского языка как иностранного и все заинтересованные лица.

Программа семинара

ПРОГРАММА СЕМИНАРА (4 дня):


1. Этнопсихологические основы обучения РКИ.

Типология культур как база формирования этнопсихологических основ обучения РКИ.

Аксеологические характеристики национальных культур.

Ценностные интенции культуры и особенности национального менталитета в аспекте преподавания РКИ.


2. Лингвокультурологический аспект обучения РКИ.

Языковая картина мира и ее экспликация в иностранной аудитории.

Культурная коннотация как отражение языковой ментальности.

Культурологические лакуны в аспекте обучения РКИ.


3. Межкультурная коммуникация в практике преподавания РКИ.

Уровни МКК.

Васильева Г.М., д.ф.н., профессор РГПУ им. А.И.Герцена


4. Экономическая картина мира в межкультурной коммуникации. Лексический аспект.

Овладение экономической лексикой и преподавание ее иностранным студентам на материале публицистических текстов.

Формирование у иностранных студентов адекватных представлений о экономических проблемах страны. Тематическая лексика.

Томашевская К.В., д.ф.н., профессор кафедры русского языка и литературы СПбГУ экономики и финансов.


5. Новые информационные технологии и технические средства обучения (компьютерные и мультимедийные установки).

Характеристика новых информационных технологий в методики обучения РКИ.

Аудиовизуальные учебные пособия и методика работы по их созданию и использованию.

Мультимедийные учебные программы по РКИ.

Миловидова О.В., старший преподаватель РГПУ им. А.И.Герцена


6. Диалог культур. Проблемы освоения иностранцами русской языковой картины мира. Как преодолеть стереотипы. Стереотип – символ – концепт. Обучение культурозначимым единицам языка от морфемы до текста.

Щепина Е.Н., к.ф.н., директор программы РКИ Смольного института свободных искусств и наук Санкт-Петербургского государственного университета


7. Методика преподавания фонетики русского языка как иностранного (в том числе в китайской аудитории).

Розова О.Г., к.ф.н., доцент РГПУ им. А.И.Герцена


8. Работа над текстом научного сочинения.
Авторская программа обучения иностранных студентов написанию выпускной квалификационной работы.

Уша Т.Ю., к.ф.н., доцент РГПУ им. А.И.Герцена


9. Изучение крылатых слов в группах иностранных студентов-нефилологов.

Особенности подачи учебных материалов с учетом специфики аудитории.

Варианты подбора крылатых слов и составления комплекса упражнений.

Особенности включения дополнительных материалов, посвященных трансформированным фразеологическим оборотам и крылатым словам, широко используемым в СМИ.

Воронина Е.Н., к.п.н., доцент РГПУ им. А.И.Герцена


10. Лексический аспект в практике преподавания русского языка как иностранного.

Особенности преподавания лексики на разных этапах обучения. Новые тенденции в методике преподавания лексики.

Виды лексических упражнений.

Основные недочеты в работе с лексикой.


11. Обучение письменным видам речевой деятельности.

Поэтапное овладение умениями и навыками письменной речи.

Новичкова С.А., к.ф.н., доцент кафедры РКИ РГПУ им. А.И.Герцена


12. Обучение письменной речи.
Систематизация представлений о коммуникативных - прагматических качествах речи. Типы речевых ошибок. Традиционные жанры сочинений (описание, повествование, рассуждение) и их переосмыслен в современной лингвистике. Сочинение – рецензия. Сочинение по афоризму с его подтверждением или опровержением.


13. Риторический аспект преподавания РКИ.
Отечественные и зарубежные риторические традиции обучения связной письменной речи. Типы аргументов (сильные и слабые, за и против) и виды аргументации: нисходящая/восходящая;
односторонняя/двусторонняя;
индуктивная/ дедуктивная;
опровергающая/поддерживающая. Правила и приемы эффективной аргументации в письменной речи. Сочинения по образцу хрии (полной и неполной, прямой и обратной). Выразительный потенциал тропов, риторических фигур и разнообразных прецедентных феноменов. «Красивость» как ложная выразительность.

Мартьянова И.А., д.ф.н., профессор кафедры русского языка РГПУ им. А.И.Герцена


14. Круглый стол по теме: «Какую роль в обучении РКИ играют типология языка, пол, возраст, психологические особенности и т.д.».


Все слушатели обеспечиваются комплектом информационно-справочных материалов по тематике семинара.


Для всех участников семинара организованы ежедневные обеды и культурная программа.