Семинар: Преподавание дискурса в вузах. Анализ дискурса. Семинар прошёл
О чём семинар?
Для кого семинар?
Программа семинара
ПРОГРАММА СЕМИНАРА (5 дней):
Семинар адресован
преподавателям гуманитарных факультетов университетов, специализирующимся в областях общего языкознания, прикладной лингвистики, теории коммуникации.
дать слушателям представление о понятии дискурса, существующих подходах к его исследованию, проблематике дискурсивного анализа, его истории, основных школах и направлениях, месте в современном гуманитарном знании. Программа носит междисциплинарный характер и, помимо лингвистических аспектов дискурса, затрагивает вопросы, относящиеся к компетенции теории коммуникации, социологии, политологии, психологии, гендерных исследований, литературоведения.Теоретическое изложение дополняется практическими занятиями. Слушатели снабжаются комплектом учебных материалов.
1. Дискурсивный анализ как научное направление.
Понятие дискурса в триаде «дискурс – текст – речь». Типология дискурса. Понятие речевого жанра.Дискурсивный анализ как современная междисциплинарная область исследований. История его становления. Различные подходы к анализу дискурса. Национальные школы анализа дискурса. Основные черты дискурсивного анализа как научного направления.2. Дискурс и коммуникация.
Вербальные и невербальные компоненты коммуникации. Модели коммуникации с точки зрения возможности их применения к анализу дискурса.Компоненты коммуникативного акта. Каноническая коммуникативная ситуация и отклонения от нее.3. Дискурс как объект лингвистического исследования.
Вопрос о структуре дискурса. Ошибки в организации дискурса и понятие коммуникативной компетенции. Единицы дискурса. Линейность дискурса. Понятия когезии и когеренции.Тематическое единство дискурса. Этический и эмический аспекты организации дискурса. Контекст дискурса.Структура речевого взаимодействия. Коммуникативные стратегии и тактики. Мена коммуникативных ролей. Коммуникативная инициатива и ее признаки. Метакоммуникативные элементы дискурса. Дискурсивные маркеры.Прагматика дискурса. Типы речевых актов. Перформативные высказывания и их свойства. Принцип Кооперации и Принцип Вежливости. Скрытые смыслы дискурса: инференции, пресуппозиции, импликатуры.4. Критический анализ дискурса и исследования институциональной коммуникации.
Дискурс как форма социальной практики. Связь языка, идеологии и власти. Основные принципы критического анализа дискурса.Специфика общественных институтов. Критический анализ институциональной коммуникации.5. Социокультурная обусловленность дискурса.
Межкультурные различия в процессах порождения и понимания дискурса. Коммуникативные неудачи и их причины. Этнокультурная специфика дискурса как источник предубеждений и стереотипов.Гендерные аспекты дискурса. Понятие гендера, история гендерных исследований. Влияние гендера на коммуникативное поведение. Различия в коммуникативных стилях мужчин и женщин. Гендерные особенности коммуникации в различных сферах.6. Исследования нарративного (повествовательного) дискурса.
Понятие нарратива;история становления нарративного анализа. Причины современного интереса к нарративу. Критерии нарратива. Фабула и сюжет. Структурная схема нарратива.
7. Исследования аргументативного дискурса.
Специфика аргументативного дискурса. Речевое воздействие и манипулирование. Понятие вариативной интерпретации действительности.Понятие политического дискурса. История изучения языка политики. Зависимость политического дискурса от политического режима. Аспекты изучения политического дискурса.Исследования рекламной коммуникации. Коммуникативные стратегии рекламирования. Имплицитная информация в рекламе. Языковая игра в рекламных текстах.8. Практические занятия по темам:
«Типы и жанры дискурса», «Структуры дискурса», «Основные единицы дискурсивного анализа», «Постулаты общения и их нарушения».
Занятия проводят авторы программы:
Скребцова Т.Г., кандидат филологических наук, доцент филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета;
Гусева Л.Г.,
кандидат филологических наук, старший преподаватель Балтийского технического университета.
Все участники семинара обеспечиваются комплектом информационно-справочных материалов
по тематике семинара.
Для всех участников семинара организованы ежедневные обеды и культурная программа.