Семинар разработан для:
Финансовых руководителей, директоров по финансамДиректоров по развитиюГлавных бухгалтеровРуководителей и сотрудников финансово-экономических и аналитических служб
В результате обучения Вы:
получите знания, умения и навыки построения комплексной и эффективной системы управления финансами в соответствии со стратегией и задачами Вашей компанииизучите основные этапы построения системы управления финансами компанииполучите комплекс практических инструментов разработки и оптимизации систем управленческого учета, финансового планирования и бюджетирования, управления оборотным капиталом, позволяющий эффективно решать задачи, стоящие перед каждым финансовым директоромрассмотрите вопросы управления финансовыми потоками компании, вопросы постановки бюджетного управления, управленческого учета, финансовой отчетности и налогообложенияповысите свою личную эффективность руководителя и построите эффективно работающую финансовую службу компаниисистематизируете имеющиеся знания и приобретете навыки построения финансовой службы и внедрения системы бюджетного управления.
Также все участники программы получат:
Комплект рабочих шаблонов документов и раздаточные материалы, записанные на CD носителе
Программа семинара
День 1:
«Подход мастера» и системный подход – две альтернативы управления организацией.Концепция финансового менеджмента как части менеджмента организации:
1. Системный подход.
2. Ситуационный подход.
Система финансового менеджмента (SFM) в разрезе ее внутренних переменных.Цели и задачи организации SFM.Структура организации и функционирования финансовой службы (департамента):
Функциональная организация;Проектная организация;Матричная организация.
Финансовая служба (департамент) организации1. Финансовый отдел;2. Отдел управленческого учета (финансового контроллинга);3. Прочие структурные подразделения;4. Кадровый отбор и критерии выбора новых сотрудников;5. Положения об отделах и должностные инструкции сотрудников финансовой службы;6. Трансформация кадрового ресурса в организационный ресурс: проблемы и возможности.
Финансовый директор организации.Ролевые функции: топ-менеджер, финансовый контроллер, казначей, руководитель инвестиционного проекта.
Основные компетенции и зоны ответственности исполнения ролевых функций.1. Менеджмент как искусство, наука, магия и политика. Определение приоритетных стилей руководства.
Индивидуальные стили управления (по И.Адизесу): проблемы коммуникаций и взаимодействия с коллегами.
День 2:
Что такое система управленческого учета и отчетности (СУУ) и зачем она нужна бизнесу?1. Информационные системы бизнеса;2. Что такое управленческая информация?3. Как данные преобразуются в управленческую отчетность?4. Процессы формализации, компьютеризации, автоматизации – в чем отличия?
Инструменты управления – компоненты СУУ.Инструменты управления третьего тысячелетия;От чего зависит степень удовлетворенности менеджерами используемых инструментов управления? / исследования Bain & Company/Как выбрать нужный инструмент управления – компоненту СУУ для работы?Инструменты FBM-ориентированной СУУ;Инструменты АBM-ориентированной СУУ;Технологии выработки обоснованных управленческих решений в зависимости от возможностей бизнеса.
Система бюджетирования как инструмент планирования, прогнозирования и финансового контроля.1. Два глобальных подхода к делегированию полномочий: централизованный и децентрализованный подход. Аспекты востребованности бюджетирования.2. Система управленческого контроля как условие эффективной децентрализации.3. Учет ответственности как фундамент реализации финансового контроля.4. Система бюджетирования как инструмент реализации концепции оперативного контроллинга.5. Увязка учетной системы с системой бюджетирования. Требование общей информационной системы (ИС) управления для адекватного сопоставления план/факт.
Технология оперативного бюджетирования.Чем отличается планирование от прогнозирования ? Назначение и цели процесса бюджетирования в компании;Основные принципы бюджетирования;Структура (схема) бюджетного процесса;Разработка экономико-математической модели бизнеса;Разработка бюджетного документооборота;Регламентация бюджетного процесса;Правила оперативного планирования;Подходы к составлению бюджетов;В чем суть бюджетной политики компании?В чем суть работы бюджетного комитета? Зачем нужен бюджетный комитет?
День 3:
Инструменты бюджетирования.Операционный анализ ( метод «CVP») как инструмент планирования/бюджетирования;Метод «CVP» как инструмент анализа бюджетов для однопрофильного бизнеса;Метод «CVP» как инструмент анализа бюджетов для многопрофильного бизнеса;Анализ «что, если» как инструмент бюджетирования;Анализ чувствительности как инструмент бюджетирования;Методики гибкого бюджетирования;
Инструменты контроля исполнения бюджетов.1. Интеграция стратегического менеджмента и бюджетирования на основе ключевых показателей эффективности (KPI). /на сквозном примере бизнеса «Торговый холдинг»/
Что такое KPI ?Как получить то, что хочет собственник – ROIНБ ?Какие параметры (KPI) контролирует руководитель направления бизнеса – центра сегментной прибыли?Какие параметры (KPI) контролирует руководитель центра выручки ?Система бюджетов НБ, необходимых для планирования ROIНБ «как должно»Состояние бюджетов НБ «как есть». Организация проекта по переходу из точки «как есть» в точку «как должно».При каких условиях возможно успешное внедрение компонент SFM в компании? Анализ опыта успешных и неуспешных внедрений.Какие главные трудности на пути внедрения СУУ? Каковы пути их решения?Механизм согласования модели бизнеса, целей организации и ключевых инструментов SFM.Примеры согласований: по «точке внедрения», по целям организации СУУ и пр.
День 4
Финансовая отчетность компании1. Форматы финансовой отчетности2. Ключевые показатели финансовой отчетности3. Информационное обеспечение финансового менеджмента. Виды учета.
Финансовый анализ1. Основные методы финансового анализа2. Аналитические коэффициенты3. Анализ деловой активности4. Анализ оборачиваемости капитала и его отдельных составляющих5. Анализ текущей платежеспособности предприятия6. Управление оборотным капиталом компании7. Управление запасами. Стратегия и тактика компании8. Построение модели управления денежными средствами
День 5
9. Обеспечение уровня ликвидности.
10. Управление денежными потоками: поступлениями и платежами.11. Обеспечение финансированием по приемлемой стоимости.12. Составление кратко- и среднесрочных прогнозов движения денежных потоков.13. Управление взаимоотношениями с банком.14. Методы анализа потока денежных средств.15. Управление дебиторской задолженностью.16. Факторы, определяющие допустимый уровень дебиторской задолженности.17. Мониторинг дебиторской задолженности.18. Система показателей анализа дебиторской задолженности.19. Формирование политики коммерческого кредитования
Налоговая схемотехника (Проблемы оптимизации налоговой нагрузки на настоящее время)1. Что понимается в России под «налоговой схемотехникой» (налоговым регулированием, налоговой оптимизацией я и т.п.)? Разница между «законной» и «незаконной» оптимизацией;2. Как «оптимизировали налоги» в России (краткий исторический экскурс);3. Что изменилось в настоящее время? Постановление Пленума ВАС № 53;4. Цена вопроса - ответственность за налоговые (и «смежные» экономические) преступления в России;5. Правоприменительная практика.
Выступление эксперта, начальника управления по работе на фондовом рынке ООО “Стинком Альянс” Марии Юрьевны Зотовой
Управление избыточной ликвидностью. Размещение временно свободных средств на фондовом рынке. Технический и фундаментальный анализ рынка.
Горизонты инвестирования. Инвестор или спекулянт. Акции или облигации.Составляющие системы управления активами.Технический и фундаментальный анализ рынка.Управление рисками, составление эффективного портфеля.