Семинар: Методика преподавания русского языка как иностранного Семинар прошёл

Код 8741


О чём семинар?

На семинаре рассматриваются методические проблемы преподавания РКИ, информационные технологии и технические средства обучения, содержательное наполнение учебных курсов в программе РКИ.

Для кого семинар?

заведующие кафедрами и преподаватели русского языка как иностранного и все заинтересованные лица.

Программа семинара

ПРОГРАММА СЕМИНАРА (4 дня):


1. Этнопсихологические основы обучения РКИ.

Типология культур как база формирования этнопсихологических основ обучения РКИ.

Аксеологические характеристики национальных культур.

Ценностные интенции культуры и особенности национального менталитета в аспекте преподавания РКИ.


2. Лингвокультурологический аспект обучения РКИ.

Языковая картина мира и ее экспликация в иностранной аудитории.

Культурная коннотация как отражение языковой ментальности.

Культурологические лакуны в аспекте обучения РКИ.


3. Межкультурная коммуникация в практике преподавания РКИ.

Уровни МКК.

Васильева Г.М., д.ф.н., профессор РГПУ им. А.И.Герцена


4. Экономическая картина мира в межкультурной коммуникации. Лексический аспект.

Овладение экономической лексикой и преподавание ее иностранным студентам на материале публицистических текстов.

Формирование у иностранных студентов адекватных представлений о экономических проблемах страны. Тематическая лексика.

Томашевская К.В., д.ф.н., профессор кафедры русского языка и литературы СПбГУ экономики и финансов


5. Диалог культур. Проблемы освоения иностранцами русской языковой картины мира.
Как преодолеть стереотипы. Стереотип – символ – концепт. Обучение культурозначимым единицам языка от морфемы до текста.

Щепина Е.Н., к.ф.н., директор программы РКИ Смольного института свободных искусств и наук СПбГУ


6. Роль фонетики в изучении иностранного языка (цели, задачи, организация занятий).

Контроль произносительных навыков у студентов, изучающих русский язык, в рамках государственного тестирования.

Основные фонематические и фонетические ошибки в речи студентов, изучающих русский язык (общие для всех студентов и общие для студентов с различными родными языками).

Методика работы по постановке и корректировке звуков русского языка в иноязычной аудитории.

Методические приемы, используемые в работе по устранению произносительных ошибок.

Фонетический слух и его тренировка на занятиях по фонетике.

Основные интонационные ошибки в речи студентов.

Планирование занятий по фонетике (программа курса и план урока).

Степанова С.Б., кандидат филологических наук, Центр русского языка, СПбГУ


7. Методика обучения письменной речи.
Систематизация представлений о коммуникативных - прагматических качествах речи. Типы речевых ошибок. Традиционные жанры сочинений (описание, повествование, рассуждение) и их переосмыслен в современной лингвистике. Сочинение – рецензия. Сочинение по афоризму с его подтверждением или опровержением.


8. Риторический аспект преподавания РКИ.
Отечественные и зарубежные риторические традиции обучения связной письменной речи. Типы аргументов (сильные и слабые, за и против) и виды аргументации: нисходящая/восходящая;
односторонняя/двусторонняя;
индуктивная/ дедуктивная;
опровергающая/ поддерживающая. Правила и приемы эффективной аргументации в письменной речи. Сочинения по образцу хрии (полной и неполной, прямой и обратной). Выразительный потенциал тропов, риторических фигур и разнообразных прецедентных феноменов. «Красивость» как ложная выразительность.

Мартьянова И.А., д.ф.н., профессор кафедры русского языка РГПУ им. А.И.Герцена


9. Методика преподавания синтаксической фразеологии в иностранной аудитории.

Пономарева Л.А., старший преподаватель РГПУ им. А. И. Герцена


10. Роль кино в практике преподавания РКИ.
Способы использования фрагментов художественных фильмов на занятиях РКИ. Методика работа с кинофильмами.

Логинова М. П., зав. кафедрой РКИ Невского института языка и культуры


На семинаре будет организована выставка-продажа учебно-методической литературы издательства «Златоуст».


Все слушатели обеспечиваются
комплектом информационно-справочных материалов

по тематике семинара.


Для всех участников семинара организованы
ежедневные обеды и культурная программа.