Семинар: Методика преподавания русского языка как иностранного Семинар прошёл
О чём семинар?
Для кого семинар?
Программа семинара
ПРОГРАММА СЕМИНАРА (4 дня):
1. Этнопсихологические основы обучения РКИ.
Типология культур как база формирования этнопсихологических основ обучения РКИ.Аксеологические характеристики национальных культур.Ценностные интенции культуры и особенности национального менталитета в аспекте преподавания РКИ.2. Лингвокультурологический аспект обучения РКИ.
Языковая картина мира и ее экспликация в иностранной аудитории.Культурная коннотация как отражение языковой ментальности.Культурологические лакуны в аспекте обучения РКИ.3. Межкультурная коммуникация в практике преподавания РКИ.
Уровни МКК.Васильева Г.М., д.ф.н., профессор РГПУ им. А.И.Герцена4. Экономическая картина мира в межкультурной коммуникации. Лексический аспект.
Овладение экономической лексикой и преподавание ее иностранным студентам на материале публицистических текстов.Формирование у иностранных студентов адекватных представлений о экономических проблемах страны. Тематическая лексика.Томашевская К.В., д.ф.н., профессор кафедры русского языка и литературы СПбГУ экономики и финансов5. Диалог культур. Проблемы освоения иностранцами русской языковой картины мира.
Как преодолеть стереотипы. Стереотип – символ – концепт. Обучение культурозначимым единицам языка от морфемы до текста.
6. Роль фонетики в изучении иностранного языка (цели, задачи, организация занятий).
Контроль произносительных навыков у студентов, изучающих русский язык, в рамках государственного тестирования.Основные фонематические и фонетические ошибки в речи студентов, изучающих русский язык (общие для всех студентов и общие для студентов с различными родными языками).Методика работы по постановке и корректировке звуков русского языка в иноязычной аудитории.Методические приемы, используемые в работе по устранению произносительных ошибок.Фонетический слух и его тренировка на занятиях по фонетике.Основные интонационные ошибки в речи студентов.Планирование занятий по фонетике (программа курса и план урока).Степанова С.Б., кандидат филологических наук, Центр русского языка, СПбГУ7. Методика обучения письменной речи.
Систематизация представлений о коммуникативных - прагматических качествах речи. Типы речевых ошибок. Традиционные жанры сочинений (описание, повествование, рассуждение) и их переосмыслен в современной лингвистике. Сочинение – рецензия. Сочинение по афоризму с его подтверждением или опровержением.
8. Риторический аспект преподавания РКИ.
Отечественные и зарубежные риторические традиции обучения связной письменной речи. Типы аргументов (сильные и слабые, за и против) и виды аргументации: нисходящая/восходящая;
односторонняя/двусторонняя;
индуктивная/ дедуктивная;
опровергающая/ поддерживающая. Правила и приемы эффективной аргументации в письменной речи. Сочинения по образцу хрии (полной и неполной, прямой и обратной). Выразительный потенциал тропов, риторических фигур и разнообразных прецедентных феноменов. «Красивость» как ложная выразительность.
9. Методика преподавания синтаксической фразеологии в иностранной аудитории.
Пономарева Л.А., старший преподаватель РГПУ им. А. И. Герцена10. Роль кино в практике преподавания РКИ.
Способы использования фрагментов художественных фильмов на занятиях РКИ. Методика работа с кинофильмами.
На семинаре будет организована выставка-продажа учебно-методической литературы издательства «Златоуст».
Все слушатели обеспечиваются
комплектом информационно-справочных материалов
по тематике семинара.
Для всех участников семинара организованы
ежедневные обеды и культурная программа.