Семинар: Проблемы преподавания дисциплины "концепции современного естествознания" Семинар прошёл

Код 9997


О чём семинар?

В рамках семинара будут рассмотрены организационные и методические аспекты преподавания КСЕ, входящей в цикл общих математических и естественнонаучных дисциплин, участники семинара познакомятся с опытом преподавания этой дисциплины, освоят методические приемы изложения сложных проблем, обсудят способы повышения интереса и уровня усвоения учебного материала.

Для кого семинар?

заведующие кафедрами и преподаватели учебного курса "Концепции современного естествознания", а также все заинтересованные лица

Программа семинара

ПРОГРАММА СЕМИНАРА (5 дней):

В рамках семинара будут рассмотрены организационные и методические аспекты преподавания учебной дисциплины «Концепции современного естествознания», входящей в цикл общих математических и естественнонаучных дисциплин для гуманитарных направлений подготовки бакалавриата. Эта дисциплина сравнительно недавно, в первой половине 90-х годов, была введена в учебные программы с целью повышения общего культурного и образовательного уровня выпускников гуманитарных вузов, создания предпосылок для формирования современного инновационно-технологического мышления, а также для совершенствования методов научных исследований в соответствующих гуманитарных областях.

Сейчас интерес к дисциплине КСЕ существенно возрос в связи с многочисленными примерами его появления в программах естественнонаучных, технических, педагогических направлений. Очень остро стоит проблема выходного контроля качества усвоения материала этой дисциплины, в том числе в связи с Интернет-тестированием остаточных знаний.

Участники семинара познакомятся с более чем девятилетним опытом преподавания этой дисциплины в ведущих вузах России, освоят методические приемы изложения в курсе КСЕ сложных проблем, находящихся на переднем крае современного естествознания, обсудят способы повышения интереса и уровня усвоения учебного материала студентами.

1. Цели и задачи дисциплины КСЕ. Государственный образовательный стандарт и его воплощение в примерной программе курса КСЕ.

2. Концептуально-категориальный базис и структурно-логические связи в рабочей программе курса КСЕ.

3. Трудоемкость и календарно-тематический план курса КСЕ.

4. Философские, культурологические и исторические аспекты естествознания на лекциях по КСЕ. Иерархия естественных наук.

5. Классическая естественнонаучная картина мира.

6. Неклассические естественнонаучные концепции в курсе КСЕ. Структура, динамика и взаимодействия в микромире.

7. Эволюционное естествознание: эволюция Вселенной, галактик, звезд, Солнечной системы.

8. Структурная иерархия и эволюционные закономерности в живой природе.

9. Синергетическая парадигма в современном естествознании.

10. Учебники и учебные пособия по КСЕ, дополнительная литература, глоссарий.

11. Интернет-тестирование остаточных знаний: плюсы и минусы.

12. Содержание и методика проведения семинарских занятий по КСЕ.

13. Лабораторный эксперимент, компьютерные демонстрации по КСЕ.

14. Трансформация дисциплины КСЕ для студентов технических, педагогических, естественнонаучных и других направлений.

Занятия проводят: Кожевников Николай Михайлович, д.ф.-м.н., профессор Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, член Президиума Научно-методического совета по КСЕ Министерства образования и науки РФ (автор программы); Дубнищева Татьяна Яковлевна, д.ф.-м.н., профессор, зав. кафедрой современного естествознания и наукоемких технологий Новосибирского государственного университета экономики и управления, автор хорошо известных программ и учебных пособий по КСЕ.

Все слушатели обеспечиваются комплектом информационно-справочных материалов по тематике семинара, а также пособиями на компакт-дисках.

Для всех участников семинара организованы ежедневные обеды и культурная программа.