Курс: Управленческий учет (84 ч. ). Курс прошёл

Код 18168


О чём курс?

Результат обучения – систематизированные знания по ведению управленческого учета; навыки, необходимые для эффективного ведения контроля финансовой деятельности компании. Профессиональные бухгалтеры могут получить дополнительный аттесттат ИПБР и/или сертификат ИПБР о ежегодном повышении квалификации (40 ч.).

Для кого курс?

руководитель компании, финансовый менеджер, специалист, желающий получить комплексные знания по управленческому учету

Программа курса

1. Сущность и назначение управленческого учета.

Взаимодействие управленческого и финансового учета. Характеристики и источники управленческой информации. Использование данных бухгалтерского учета для управленческих целей.

2. Затраты, формирующие себестоимость продукции, работ, услуг. Классификация и поведение затрат.

Расходы и затраты. Общее и различия в расходах и затратах. Производственные затраты и затраты периода. Управленческие счета для учета расходов. Построение системы управления затратами. Проведение анализа затрат. Классификация затрат для разных целей управленческого учета. Методика заполнения первичных отчетных форм о затратах. Методы снижения затрат. Понятие маржинального анализа. Принятие решений в типичных хозяйственных ситуациях.

3. Системы учета затрат и калькулирования себестоимости.

Калькулирование себестоимости для целей управленческого учета. Модель калькулирования по переменным затратам (система ‛директ-костинг“). Позаказный, попередельный и попроцессный методы калькулирования себестоимости.

Калькулирование полной и производственной себестоимости.

Особенности отнесения затрат на конкретный объект, модификация попроцессного калькулирования. Учет затрат по видам деятельности (АВС – Costing). Понятие носителя затрат как базы распределения затрат по видам деятельности, центрам ответственности. Проблемы выбора носителя затрат в различных видах деятельности.

4. Современные методы управления затратами.

Системы всестороннего управления качеством (ТQM – Total Quality Management). Проблемы измерения качества продукции или услуги. Нефинансовые измерители качества. Система сбалансированных показателей деятельности организации.

Построение карты создания ценностей. Калькулирование целевой себестоимости в системе ‛таргет-костинг“. Система непрерывного совершенствования управления затратами ‛кайзен-костинг“. Калькулирование себестоимости полного жизненного цикла продукта.

5. Планирование и бюджетирование. Контроль и измерение показателей функционирования организации и её подразделений

Основные задачи и требования к системе бюджетирования. Организационная структура компании и процесс бюджетирования. Постановка бюджетирования. Разработка пакета внутренних управленческих документов по бюджетированию и организация документооборота между подразделениями. Основные проблемы, возникающие при внедрении бюджетирования. Этапы реализации проекта по внедрению системы бюджетирования.

Краткосрочное (оперативное), среднесрочное (тактическое) и долгосрочное (стратегическое) планирование.

Роль бюджетирования в управлении современным предприятием. Разработка структуры основного бюджета (мастер-бюджета). Определение состава бюджетов. Виды бюджетов.

Контроль выполнения бюджетных данных, анализ отклонений и корректировка бюджетов.

6. Нормативный учет и система ‛стандарт-кост“. Анализ отклонений как средство контроля затрат.

Фактический и нормативный методы учета затрат и калькулирования. Использование нормативных затрат в калькулировании себестоимости продукции, работ, услуг.

Анализ отклонений как средство контроля затрат. Использование гибкого бюджета в анализе отклонений для оценки фактически достигнутых результатов. Определение отклонений прямых материальных затрат, прямых трудовых затрат и общепроизводственных расходов.

Нормативный учет затрат в системе учета полных затрат и в системе ‛директ-костинг“.

7. Анализ и принятие краткосрочных управленческих решений.

Основы теории принятия управленческих решений. Модель принятия решения, Маржинальный подход и приростной анализ в принятии управленческих решений.

Понятие релевантных затрат и доходов. Понятие и проблемы определения альтернативных издержек. Сущность релевантного подхода в управлении.

Использование релевантного подхода при принятии оперативных решений в наиболее типичных хозяйственных ситуациях: принять специальный заказ или отказаться от него; покупать комплектующие изделия и детали или производить их самим; устанавливать наилучший ассортимент продукции в условиях ограниченных ресурсов; ликвидировать или нет неприбыльный сегмент бизнеса; продавать изделия или продолжать дальнейшую обработку самим; модернизировать оборудование или оставить старое.

8. Анализ и принятие долгосрочных инвестиционных решений.

Анализ инвестиционных решений. Обзор методов оценок инвестиций. Оценка взаимоисключающих проектов с неодинаковыми сроками реализации. Налогообложение и инвестиционные решения. Влияние инфляции на оценку инвестиций. Ранжирование инвестиционных проектов. Анализ рисков при капиталовложениях.

9. Ценообразование. Анализ и принятие решений в области ценообразования.

Рыночные методы ценообразования. Методы установления цен на основе затрат предприятия. Особенности ценообразования в сфере услуг.

Трансфертное ценообразование. Трансфертная цена: ее виды и принципы формирования. Рыночная цена как основа трансфертной цены. Методы трансфертного ценообразования, основанные на затратах. Расчетный метод установления трансфертной цены.

10. Организация управленческого учета на предприятиях. Информация по сегментам.

Сущность, значение и правила построения сегментарной отчётности. Сегментарная отчетность организации как основа оценки деятельности центров ответственности. Финансовые показатели деятельности подразделений: прибыль на инвестиции (ROI), остаточная прибыль (Residual Income), экономическая добавленная стоимость (EVA). Нефинансовые критерии оценки деятельности подразделений.

11. Применение экономико-математических методов в управленческом учете.

Проблемы определения поведения затрат и разделения затрат на переменные и постоянные составляющие. Построение функции затрат.

Количественные методы анализа и их использование для принятия управленческих решений. Методы оценки влияния отдельных факторов на результирующий показатель. Исследование проблемы нелинейности затрат. Использование методов корреляционно-регрессионного анализа.

Модели линейного программирования в управленческом учете. Необходимость их использования при принятии управленческих решений. Предположения, лежащие в основе модели линейного программирования. Этапы решения проблемы линейного программирования. Методы определения оптимального решения: метод проб и ошибок, графический метод, симплекс-метод.

Тема 12. Внедрение системы управленческого учета на предприятии.

Анализ эффективности функционирования существующей организационной структуры компании. Оптимизация организационной структуры компании с целью оптимизации финансовых потоков. Проект по внедрению системы управленческого учета и основные этапы его реализации. Методика внедрения системы управленческого учета и основные вопросы и проблемы, возникающие при внедрении. Разделение компании на объекты управления (центры финансовой ответственности) и их взаимодействие между собой.

Учетная политика и применение плана счетов управленческого учета. Положение об управленческом учете и другие регламентирующие документы. Минимизация затрат труда на сбор управленческих данных и формирование отчетности. Интеграция бухгалтерского и управленческого учета.