Семинар: Организация научно-исследовательской работы в вузе и методика оптимизации нир в системе юридического образования Семинар прошёл
Для кого семинар?
Программа семинара
Программа семинара (4 дня):
Семинар рассматривает вопросы эффективной организации в вузе научно-исследовательской работы, включающие опыт организации НИР в ведущих вузах Москвы, преподавание студентам основ научно-исследовательской работы, аспекты дипломного и диссертационного руководства, подготовки и организации научных конференций, сотрудничества вузов и академических институтов и др.
Семинар включает также однодневный мастер-класс по авторской методике оптимизации НИР в юридическом вузе.1. Опыт организации научно-исследовательской работы в ГУ-ВШЭ. Соотношение науки и образования в функционировании университета, формы трансляции академической культуры. Включение научных подразделений в образовательный процесс: опыт ГУ-ВШЭ. Программа общеуниверситетских факультативов как форма развития исследовательской составляющей в образовании. Формы студенческой научной самоорганизации. Участие студентов в работе научных подразделений.
2. Опыт организации научно-исследовательской работы в РГГУ. Управление по координации вузовских проектов и программ РГГУ: цели и принципы функционирования. «Измерения», в которых проходит научно-исследовательская работа: отчетное, учебное, финансовое, научное. Идеология НИР в РГГУ. Программы поддержки научных мероприятий. Минимизация и автоматизация отчетов. Организация научно-исследовательской работы в РГГУ, полезные ресурсы. Использование науки в учебной работе.
3. Методика преподавания курса "Основы научно-исследовательской работы" студентам социальных и гуманитарных специальностей: западный опыт и отечественная практика. Роль и место дисциплины в учебном процессе. Практические навыки и формы включения в научное сообщество. «Научный проект» как форма академической работы. Обучение практическим навыкам академического письма. Состояние современной информационной среды и ее влияние на обучение основам научно-исследовательской работы. Типы академических текстов и научные компетенции. Редактирование, принципы оформления и представления научного текста. Контроль и обратная связь при преподавании курса, наиболее характерные трудности преподавания.
4. Дипломное и диссертационное руководство в социальных и гуманитарных дисциплинах. Квалификационная работа: оценка или возможность наиболее интенсивного обучения? Проблема мотивации руководителей и руководимых. «Сценарии» / уровни дипломного руководства. Понятие «социального контракта» в дипломном проекте. Типология проблем, возникающих в рамках разных сценариев дипломного руководства, и варианты их решения.
5. Подготовка и организация научных конференций. Принципиальные выборы, которые надо сделать при решении организовать конференцию. Технология подготовки и проведения конференции. Полезные ресурсы. Опыт больших и маленьких конференций: конференции в Институте европейских культур и «Гуманитарные чтения РГГУ».
6. Система и формы интеграции академической и вузовской науки (из опыта работы Центра интеграции академической и вузовской науки Института всеобщей истории РАН). Концентрация научно-исследовательского потенциала. Согласованность развития исследовательских направлений отечественной исторической науки (академической и вузовской). Внедрение инновационных подходов в вузах в преподавание всеобщей истории. Подготовка и переподготовка кадров вузовского преподавательского корпуса. Создание современной вузовской учебно-методической базы преподавания. Формирование информационно-коммуникативной научной среды с использованием сетевых ресурсов.
7. Реализация издательских проектов.
8. Федеральный закон от 02.08.2009 г № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности».
9. Мастер-класс «Методика оптимизации научно-исследовательской работы в юридическом вузе». Научная публикация, как основной результат НИР, средство и этап подготовки последующих работ. Повышение эффективности НИР, увязка ее с учебно-методической работой. Личный пример оптимизации НИР. Организация работы профессорско-преподавательского состава. Повышение эффективности работы сотрудников; учет и анализ показателей. Неопубликованные работы, как элемент НИР. Способы их доработки и подготовки к публикации. Возможности использования потенциала правовых систем, книжных, журнальных и газетных издательств. Методики подготовки комментария, тезисов, доклада, статьи, части пособия, монографии, учебника. Практические занятия по подготовке комментария, тезисов, статьи. Обсуждение допустимости иных, появившихся в последнее время методов оптимизации НИР.
Занятия проводят: А. Перлов, к.и.н., доцент Высшей школы европейских культур РГГУ; Б. Степанов, кандидат культурологии, с.н.с. Института гуманитарных историко-теоретических исследований ГУ-ВШЭ; М. Бобкова, к.и.н., в.н.с., руководитель Центра интеграции академической и вузовской науки ИВИ РАН; А. Честнейшин, директор издательства "Информационно-издательский дом "ФИЛИНЪ", зам. генерального директора по развитию ГК "Омега-Л", и другие.
Мастер-класс проводит А. Рыжаков, профессор права, профессор Международного юридического института, автор более 800 научных работ (в том числе, 136 учебников, монографий и иных книг и 13 CD-дисков).
Участники семинара обеспечиваются комплектом информационно-справочных материалов.
Для участников семинара организованы ежедневные обеды и культурная программа.