Семинар: Практический курс для руководителей и сотрудников финансово-экономических служб Семинар прошёл

Код 16999

Программа семинара

В программе курса будут рассмотрены основные вопросы управления компанией, финансового менеджмента и взаимосвязи основных финансовых документов; бюджетирования; мероприятия, расчеты и ведомости по ведению управленческого учета; распределения обязанностей в финансовой службе (департаменте). Особое внимание будет уделено финансовому анализу и прогнозированию, а также реализации процесса управления инвестициями в компании.

Цель курса:

Дать сотрудникам финансово-экономических отделов все необходимые прикладные инструменты и методики, способствующие достижению стоящих перед компанией целей.

Прогнозируемые результаты данного курса:

В рамках курса у слушателей будет сформирована целостная (системная) картина понимания корпоративного управления финансами, бюджетирования и управленческого учета, что позволит:

  • правильно интерпретировать финансовую отчетность
  • строить адекватную систему финансового анализа деятельности предприятия, позволяющую своевременно оповещать о негативных тенденциях и результатах
  • наладить эффективное взаимодействие и управление финансовыми службами предприятия
  • правильно сформулировать информационные требования к системе управленческого учета, что является основой для постановки учета на предприятии
  • обеспечить необходимость и достаточность информации для принятия правильных управленческих решений
  • понять, что и как надо делать, для того чтобы внедрить систему бюджетирования и управленческого учета без потрясений и «революций»

Слушатели курса приобретут навыки:

  • работы с балансом компании, отчетом о доходах и расходах, отчетом о денежных потоках
  • оценки деятельность компании по основным финансовым отчетам и показателям
  • использования отчетных документов для принятия ключевых решений бизнеса
  • поставки задач своим финансовым службам и контроля их выполнения
  • работы в системе бюджетного управления компанией (СБУ)
  • знания методологии и технологии разработки бюджетов
  • навыки составления бюджетов, знания технологии организации бюджетного процесса

Программа курса:

  1. Бизнес, менеджмент, стратегия, финансы – что важнее?

    • Цели бизнеса: взаимосвязь целей владельцев, управляющих и сотрудников
    • Типология владельцев бизнеса и распределения прибыли компании
    • Цели финансового менеджмента
    • Структура управленческого учета в бизнесе
    • Идеология финансовых потоков
    • Структура и форма основных корпоративных финансовых отчетов
    • Типовые стратегические позиции компании на конкурентных рынках
    • Ключевые моменты управления бизнесом. Жизненные циклы компаний
    • Модель управления компанией через стоимость бизнеса
    • Уровни формирования стратегии бизнеса. Модель финансовой стратегии бизнеса
    • Сбалансированная система показателей (BSC) и ключевые показатели эффективности (KPI)

  2. Лучшая международная практика управления финансами компании

    • Правильное понимание финансового менеджмента в компании
    • Роль финансового директора и финансовой службы в достижении целей компании
    • Особо важные функции финансовой службы
    • Управление бизнесом и финансами по ключевым показателям (KPI и CFI)
    • Стоимость бизнеса как главный показатель – зачем он нужен
    • Чем отличается внутренняя стоимость компании от внешней
    • Основные финансовые элементы бизнеса как самые важные «точки контроля»
    • 10 важнейших принципов эффективного управления финансами
    • Типичные трудности и проблемы финансовых служб

    Управление денежными потоками, доходами и расходами компании

    • Самые главные финансовые отчеты: ОДДС, ОДР, Управленческий Баланс
    • Шаблоны и дизайн типовых финансовых отчетов
    • Структура и форма Отчета о Движении Денежных Средств
    • Принципы эффективного управления денежными потоками
    • Принципы эффективного управления затратами
    • Структура и форма Отчета о Доходах и Расходах
    • Бюджетный классификатор – его назначение, содержание и разработка
    • Классификация и структура затрат - три типовых модели анализа и контроля издержек
    • Построение системы управления и планирования затрат – от простого с сложному
    • Распределение косвенных затрат – цель, принципы, методы, базы
    • 7 ключевых вопросов управления доходностью бизнеса
    • Рыночная и финансовая устойчивость компании как одна из целей менеджмента

    Управленческий баланс – главный финансовый и инвестиционный отчет о бизнесе

    • Построение управленческого баланса
    • 4 основных отличия управленческого баланса от бухгалтерского
    • Оптимальные соотношения групп активов и пассивов баланса
    • Принципы эффективного управления товарными запасами
    • Принципы эффективного управления дебиторской задолженностью
    • Система кредитных рейтингов клиентов и сотрудничество подразделений в управлении дебиторской задолженностью
    • Управленческий баланс как визуальное отражение финансовой стратегии компании
    • Главное уравнение эффективного бизнеса (формула финансовой стратегии)
    • Принципы эффективного управления заемным капиталом
    • 4 главных вопросам построения эффективной политики привлечения займов
    • «Эффект финансового рычага» – формулы, анализ, моделирование

    Финансовый анализ и аудит – наука и искусство понимания бизнеса

    • Финансовый аудит как регулярная технология диагностики бизнеса
    • Виды финансового анализа и аудита
    • Методы, принципы и показатели для эффективного финансового анализа
    • «Жизненная сила» компании – ликвидность, рентабельность, платежеспособность
    • Финансовая репутация компании – анализ кредитоспособности по банковским методикам

  3. Управленческий учет – «информация для правильных решений»

    • 8 признаков эффективного управленческого учета
    • Управленческий учет – как его понимают и используют финансисты лучших компаний
    • Какие задачи и как должен решать управленческий учет
    • 9 уровней развития управленческого учета
    • Внутренняя и внешняя информация – что важнее для успеха компании
    • Зачем компании бизнес-разведка, и почему информация самый дорогой ресурс
    • Информационная среда бизнеса. Управление знаниями в корпорации
    • Структура управленческого учета. Тактические и операционные отчеты
    • Полный регламент управленческой отчетности для бизнес-единицы
    • Какой информацией пользуется топ-менеджмент лучших компаний
    • 2 версии управленческого учета: финансовый и директорский
    • Что такое «визуализация» отчетности, и почему российские директора не понимают российских финансистов
    • Взаимосвязь, взаимодействие и отличия бухгалтерского и управленческого учета
    • Учетная политика в управленческом учете
    • Существуют ли стандарты управленческого учета? На что опираются международные и российские финансисты
    • Почему без управленческого учета невозможно управлять бизнесом
    • Практические советы консультантов по методологии и внедрению управленческого учета
    • Календарный план-график и правильная команда внедрения учета

  4. Бюджетирование и финансовое планирование в компании

    • Смысл и назначение бюджетирования – проложить для бизнеса маршрут
    • Стратегическое планирование как основа для формирования операционных целей предприятия
    • Финансовая стратегия компании – философия или бизнес-план?
    • Выбор показателей для разработки стратегических целей
    • Пример создания и использования финансово-математической модели для планирования
    • 5 главных целей бюджетирования и их приоритеты
    • Типология и взаимосвязь бюджетов в компании
    • Финансовое прогнозирование и планирование. Сценарный анализ будущего компании
    • Математическая (вероятностная) и статистическая (трендовая) модели прогнозирования
    • Бизнес-модель компании в форматах «как есть» и «как будет»
    • Архитектура системы бюджетирования в компании. Регламенты, объекты и отчеты
    • Формирование финансовой структуры бизнеса. ЦФО и ЦФУ – важные отличия
    • Проблемы и преимущества управления компанией на основе структуры финансовых центров
    • Внедрение эффективного бюджетирования в компании. Основные этапы и проблемы
    • Типовые серьезные ошибки при внедрении и реализации бюджетирования
    • Консолидация управленческой отчетности – приемы и методы
    • Анализ и контроль исполнения бюджетов. Казначейский контроль и таргетирование
    • Управленческий контроль и аудит в компании. Понятие контроллинга
    • Причины и трудности внедрения системы контроля в российских компаниях
    • Внутренний и финансовый контроль – отличия и сходства
    • Матрица контроллинга в компании. Взаимодействие подразделений по основным процессам
    • Структура и инструменты финансового контроля в компании

  5. Построение эффективной финансовой-экономической службы (ФЭС)

    • Взаимодействие ФЭС с владельцами и топ-менеджментом компании
    • Организационная структура финансовой службы компании
    • Функции и задачи основных подразделений ФЭС
    • Функции и задачи основных финансовых руководителей и сотрудников
    • Квалификационный профиль финансового директора
    • Подбор сотрудников для финансовых подразделений организации
    • Модель «личность-бизнес» и мотивация сотрудников ФЭС

  6. Автоматизация управленческого учета и бюджетирования

    • Основные функции менеджмента, автоматизация которых приносит наибольший эффект
    • Параметры системы автоматизации и выбор компании-разработчика
    • Правильная модель структуры данных
    • Состав отчетов в системе автоматизации управленческого учета
    • Оценка стоимости проекта по внедрению автоматизированной системы учета
    • Обзор и стоимость внедрения наиболее известных систем автоматизации учета
    • Основные этапы внедрения автоматизированной системы управления финансами
    • Комплексные и специализированные системы. Преимущества и недостатки. ERP системы

  7. Управление рисками в компании

    • Стратегия бизнеса, сценарии развития, управление рисками – практика лучших компаний
    • Философия и методология современного риск-менеджмента. Международные стандарты
    • Риск-менеджмент: интуитивный или технократический подход – что эффективнее?
    • Технология эффективного риск-менеджмента - просто о сложном
    • Определение факторов (причин) риска и возможных последствий
    • Качественная и количественная оценка рисков. Построение карты рисков
    • Методы анализа рисков и сбора информации для риск-менеджмента
    • Методы снижения рисков и обеспечения безопасности бизнеса
    • Мониторинг и контроль рисков
    • Практические советы консультантов по управлению рисками
    • Создание эффективной команды по управлению рисками
    • Управление рисками как ежедневный инструмент Совета Директоров

* Примечание по программе курса: последовательность тем и кейсов в программе соответствует графику обучения в рамках 5 дней. Однако по усмотрению авторов программы в некоторых случаях допускаются переносы некоторых пунктов и разделов программы курса на более ранние или более поздние дни, чем в указано в программе.

Перечень практических задач (кейсов):

  • Кейс. Управленческий баланс и финансовая стратегия бизнеса
  • Кейс. Инвестирование или резервирование капитала компании
  • Кейс. Выбор финансовых показателей для планирования, анализа и контроля бизнеса
  • Кейс. Диагностика системы бюджетирования и управленческого учета в компании по методике, разработанной на основе международных стандартов и рекомендаций
  • Кейс. Управленческий учет финансовых транзакций на примере производственной компании
  • Кейс. Финансовые транзакции и взаимоувязка основных бюджетов (БДДС, БДР, Баланс)
  • Кейс. Расчет ОДР по методике EBITDA
  • Кейс. Анализ управленческого баланса компании
  • Кейс. Определение класса кредитоспособности компании
  • Кейс. Расчет коэффициента Альтмана
  • Кейс. Полный финансовый анализ и аудит компании
  • Кейс. Диагностика компании по матрице финансовых стратегий
  • Кейс. Расчет реальной стоимости бизнеса/компании
  • Кейс. Разработка всех видов бюджетов компании (самая полная версия)
  • Кейс. Финансовые риски российских компаний и методы защиты от них
  • Кейс. Определение сценарных рисков по проекту
  • Кейс. Определение функций финансового директора
  • Кейс. Диагностика (определение) типа руководителя

Продолжительность курса: 5 дней (40 ак.часов).

Форма проведения курса:

Курс проходит в интенсивной интерактивной форме с решением большого количества кейсов из практики российских и иностранных компаний. Участники курса будут рассматривать конкретные ситуации из деятельности реальных компаний.

Материалы:

Каждый участник получит методическое пособие для работы на курсе.

Автор и ведущий - Серов Михаил Алексеевич:

Управляющий директор и партнер компании Management Consulting Partners Group, (консультант по стратегическому менеджменту).

Входит в "ТОР 10" лучших бизнес-тренеров России (по версии журнала "Маркетинг Менеджмент").

Заместитель директора программы МВА «Стратегический и инновационный менеджмент» Государственного университета управления.

Преподаватель по программе МВА Государственного университета управления.

Автор статей в журналах «Генеральный директор», «Банковское дело», «Маркетинг Менеджмент», «Управление компанией».

Обучает топ-менеджмент компаний «Евросеть», «Миэль» и др.

Тренинговая компания Эффект-Консалтинг проводит данный семинар в партнерстве с Бизнес-школой SRC.