Семинар: Стратегия роста посредством слияний и приобретений: возможности для увеличения стоимости Семинар прошёл
Программа семинара
Организатор: Strategy Partners (ранее ООО «Стратегика»)
Данный семинар разработан для собственников и генеральных директоров компаний из широкого спектра отраслей. Его цель – структурировать подход, поделиться практическим опытом и представить инструменты, используемые при принятии сложных стратегических решений, связанных с инвестициями и проведением сделок по покупке / продаже бизнеса, консолидацией и реструктуризацией активов, подготовкой и выходом на IPO.
Покупка и продажа активов является одним из ключевых вопросов повестки дня многих компаний. В 2006 году объем сделок M&A в России уже превысил планку 40 млрд. долларов, составив 4,5% от ВВП. Однако это в 2 раза меньше желательного уровня активности для развивающейся экономики (8%-10%), что говорит о потенциале этого вида сделок.
Высокие ставки, связанные с приобретениями, тонкая грань между выгодами и потерями и неопределённость развития требуют от компаний серьёзного подхода к данному вопросу. Практика M&A показывает, что продавцам в таких сделках везёт раза в 2 больше, чем покупателям. Однако и те и другие могут значительно увеличить отдачу от инвестиций в приобретение активов или выгоду от их продажи.
Способность получить прирост стоимости от М&A зависит от ряда внешних и внутренних факторов, включающих в себя бизнес-окружение, состояние активов, модель ведения бизнеса покупателем и продавцом, способ финансирования сделки и т.д. Не менее важным для успеха является и выбор механизма последующей капитализации успеха, который, по сути, должен быть отправной точкой в планировании процесса M&A.
На семинаре мы поэтапно проанализируем процесс «от выбора стратегии и поиска кандидата до продажи консолидированной компании». Мы рассмотрим подходы, позволяющие снизить затраты, повысить качество процесса планирования и принимаемых решений, связанных с выбором момента и стратегии поглощения, отбором кандидатов, оценкой их материальных и скрытых активов, ведением переговоров, структурированием сделки, интеграцией активов и подготовкой бизнеса к продаже или публичному размещению.
Особое внимание будет уделено разбору так называемых «сделок с дьяволом», то есть таким стратегиям, которые по всем формальным признакам должны были привести к успеху, но на практике закончились потерями в сотни миллионов долларов.
На семинаре вы получите ответы на следующие вопросы:
• Каковы правила выживания на каждом этапе консолидации рынка?
• В каких случаях приобретения позволяют создавать сверхстоимость?• Сколько может стоить мой бизнес? Кто мой лучший покупатель?• Как эффективный отбор кандидатов позволяет увеличить стоимость?• Как оценить скрытые риски и выгоды от сделок, справедливость цены покупки?• Каковы последствия разного типа финансирования сделок? Всегда ли нужно приобретать контрольный пакет? Каковы последствия приобретений с использованием долгового капитала или обмена акциями?• Как повысить эффективность проведения переговоров по цене?• Какие предпродажные мероприятия позволяют увеличить стоимость бизнеса?В программе семинара:
Часть 1. «Ключевые вопросы руководителя, связанные с управлением стоимостью бизнеса, и подходы к их решению»
• Что в моём бизнесе является наиболее ценным и уникальным активом?• Как должна меняться моя модель бизнеса и скорость роста во времени?• Каким образом будет меняться ценность моих активов?• Каковы барьеры перехода на новый этап развития бизнеса? Есть ли смысл их преодолевать и позволят ли дополнительные инвестиции получить сверхприбыль?• Кто будет для меня наиболее выгодным покупателем? За что он будет готов заплатить премию? Поймёт ли инвестор / покупатель мой бизнес?Часть 2. «Рост стоимости бизнеса через приобретения»
Механизм создание стоимости• Фундаментальное уравнение прироста стоимости.• Стратегии, обеспечивающие рост (на уровне роста выручки, снижения затрат, рисков, увеличения рентабельности капитала, рыночной власти и создания уникальных активов).• Факторы, увеличивающие доход покупателя. Факторы, увеличивающие доход продавца.Процесс стратегического планирования M&A• Какие возможности для роста мы планируем реализовать через M&A?• Что даёт приобретение кандидата? При каких предпосылках и условиях?• Какие альтернативы существуют в случае отсутствия согласия на переговорах?Отбор кандидатов (screening)• Как оптимизировать процесс поиска и отбора кандидатов?• Как организовать процесс сбора необходимой информации?Оценка справедливой стоимости кандидата и ROI от сделки• Оценка эффективности операций. Ключевые коэффициенты оценки эффективности.• Особенности подхода различных видов инвесторов к оценке кандидата на приобретение.• Оценка бизнеса различными методами. Выбор ставки дисконта и мультипликаторов.• Оценка синергии. Премии и дисконты к цене. ROI от сделки. Интервал справедливой цены.Due Diligence• Планирование Due Diligence. Декомпозиция бизнеса: идентификация и оценка активов, обязательств, системы стейкхолдеров и корпоративной культуры.• Ключевые вопросы и подводные камни каждого из видов аудита: стратегический, финансовый, операционный, юридический. Корректировка первоначальной оценки.Осуществление сделки• Лучшая практика ведения переговоров и разрешения конфликтов.• Структурирование сделки: определение стратегии финансирования, способа хеджирования рисков, уровня контроля и правил корпоративного управления после сделки.• Обзор особых сделок: LBO, недружественные поглощения, собственник-менеджер, бизнес с основой в нематериальных активах, покупка банкротов.Интеграция активов • Выбор стратегии развития нового бизнеса. Выбор управленческой команды, удержание ключевого персонала, постановка систем управления.• Выбор вида интеграции (консолидация, стандартизация, координация, трансформация).• Методика принятия решения: «что интегрировать и какой подход использовать?».• Построение карты процессов для проведения интеграции. Выбор метода и степени изменения процесса. Правила управления изменениями.Часть 3. «Сделки с дьяволом - успешные стратегии, которые провалились»
• Обзор примеров провалившихся сделок.• Диагностика потенциальных сделок на предмет наличия рисков провала.Часть 4. «Рост стоимости бизнеса через продажу»
• Выбор наиболее подходящего момента для продажи / размещения.• Выбор «правильного покупателя» и организация тендера.• Требования различных категорий инвесторов, предъявляемые к приобретаемому бизнесу.• Способы ускорения принятия решения покупателем. Разработка бизнес-плана.• Подготовка бизнеса к публичному размещению, повышение эффективности roadshowВ рамках семинара:
Решение практического кейса по оценке привлекательности кандидата, поиску решения в сложных переговорах, разработке плана по интеграции актива и повышению эффективности компании.
Посещение семинара даст вам возможность:
• Систематизировать знания в области M&A за счет всестороннего охвата данного вопроса, структурированной методологии и примеров из российской и зарубежной практики, представленных на семинаре.
• Обменяться опытом решения проблем, связанных со сделками слияний и приобретений, с другими участниками семинара.• Закрепить полученные знания при решении практического кейса.Семинар проводит:
Сергей Чумак – директор Strategy Partners (ранее ООО «Стратегика»). Имеет 10-летний опыт в стратегическом и операционном консалтинге, из которых 6 лет работы в США, странах Латинской Америки и Средней Азии с ведущими международными корпорациями. Успешный опыт реализации многочисленных проектов по разработке корпоративной стратегии для ведущих российских холдингов и монокомпаний, включающих оценку целесообразности слияний и поглощений, проведение Due Diligence, интеграцию активов, поиск покупателей и подготовку к IPO. Образование: Harvard Business School, Executive development, MA, USA; The Sellinger School of Business & Management, MD, USA, степень MBA.
Продолжительность:
Однодневный семинар, начало семинара в 10.00, окончание в 18.00
Подробности
По вопросам участия, пожалуйста, обращайтесь к:
Елене Межуевой и Татьяне Соломатиной тел. (495) 221-93-82 прямой, 730-77-47 доб. 190, 191E-mail: seminar@strategy.ru