Семинар: Методика преподавания русского языка как иностранного Семинар прошёл
О чём семинар?
Для кого семинар?
Программа семинара
ПРОГРАММА СЕМИНАРА (4 дня):
1. Этнопсихологические основы обучения РКИ.
Типология культур как база формирования этнопсихологических основ обучения РКИ.Аксеологические характеристики национальных культур.Ценностные интенции культуры и особенности национального менталитета в аспекте преподавания РКИ.2. Лингвокультурологический аспект обучения РКИ.
Языковая картина мира и ее экспликация в иностранной аудитории.Культурная коннотация как отражение языковой ментальности.Культурологические лакуны в аспекте обучения РКИ.3. Межкультурная коммуникация в практике преподавания РКИ.
Уровни МКК.Васильева Г.М., д.ф.н., профессор РГПУ им. А.И.Герцена4. Экономическая картина мира в межкультурной коммуникации. Лексический аспект.
Овладение экономической лексикой и преподавание ее иностранным студентам на материале публицистических текстов.Формирование у иностранных студентов адекватных представлений о экономических проблемах страны. Тематическая лексика.Томашевская К.В., д.ф.н., профессор кафедры русского языка и литературы СПбГУ экономики и финансов5. Мастер-класс. Коммуникативно-прагматические аспекты обучения РКИ с использованием компьютерных и сетевых технологий.
Миловидова О.В., старший преподаватель РГПУ им. А.И.Герцена6. Диалог культур. Проблемы освоения иностранцами русской языковой картины мира. Как преодолеть стереотипы. Стереотип – символ – концепт. Обучение культурозначимым единицам языка от морфемы до текста.
Щепина Е.Н., к.ф.н., директор программы РКИ Смольного института свободных искусств и наук СПбГУ7. Роль фонетики в изучении иностранного языка (цели, задачи, организация занятий).
Контроль произносительных навыков у студентов, изучающих русский язык, в рамках государственного тестирования.Основные фонематические и фонетические ошибки в речи студентов, изучающих русский язык (общие для всех студентов и общие для студентов с различными родными языками).Методика работы по постановке и корректировке звуков русского языка в иноязычной аудитории.Методические приемы, используемые в работе по устранению произносительных ошибок.Фонетический слух и его тренировка на занятиях по фонетике.Основные интонационные ошибки в речи студентов.Планирование занятий по фонетике (программа курса и план урока).Степанова С.Б., кандидат филологических наук, Центр русского языка, СПбГУ8. Изучение русской фразеологии в группах иностранных студентов-нефилологов.
Необходимость включения материалов по русской фразеологии в практический курс РКИ.Особенности различных вариантов подачи материала по русской фразеологии (от дополнительного материала к какой-либо теме до спецкурса по фразеологии).Особенности вводных занятий для студентов-нефилологов.Варианты подбора фразеологических оборотов.9. Изучение крылатых слов в группах иностранных студентов-нефилологов.
Особенности подачи учебных материалов с учетом специфики аудитории.Варианты подбора крылатых слов и составления комплекса упражнений.Особенности включения дополнительных материалов, посвященных трансформированным фразеологическим оборотам и крылатым словам, широко используемым в СМИ.Воронина Е.Н., кандидат педагогических наук, доцент, РГПУ им. А.Г.Герцена10. Обучение письменной речи.
Систематизация представлений о коммуникативных - прагматических качествах речи. Типы речевых ошибок. Традиционные жанры сочинений (описание, повествование, рассуждение) и их переосмыслен в современной лингвистике. Сочинение – рецензия. Сочинение по афоризму с его подтверждением или опровержением.
11. Риторический аспект преподавания РКИ.
Отечественные и зарубежные риторические традиции обучения связной письменной речи. Типы аргументов (сильные и слабые, за и против) и виды аргументации: нисходящая/восходящая;
односторонняя/двусторонняя;
индуктивная/дедуктивная;
опровергающая/ поддерживающая. Правила и приемы эффективной аргументации в письменной речи. Сочинения по образцу хрии (полной и неполной, прямой и обратной). Выразительный потенциал тропов, риторических фигур и разнообразных прецедентных феноменов. «Красивость» как ложная выразительность.
На семинаре будет организована выставка-продажа учебно-методической литературы издательства «Златоуст».
Все слушатели обеспечиваются
комплектом информационно-справочных материалов
по тематике семинара.
Для всех участников семинара организованы
ежедневные обеды и культурная программа.