Семинар: Методика преподавания русского языка как иностранного Семинар прошёл

Код 6784


О чём семинар?

На семинаре рассматриваются методические проблемы преподавания РКИ, информационные технологии и технические средства обучения, содержательное наполнение учебных курсов в программе РКИ.

Для кого семинар?

заведующие кафедрами и преподаватели русского языка как иностранного и все заинтересованные лица.

Программа семинара

ПРОГРАММА СЕМИНАРА (4 дня):


1. Этнопсихологические основы обучения РКИ.

Типология культур как база формирования этнопсихологических основ обучения РКИ.

Аксеологические характеристики национальных культур.

Ценностные интенции культуры и особенности национального менталитета в аспекте преподавания РКИ.


2. Лингвокультурологический аспект обучения РКИ.

Языковая картина мира и ее экспликация в иностранной аудитории.

Культурная коннотация как отражение языковой ментальности.

Культурологические лакуны в аспекте обучения РКИ.


3. Межкультурная коммуникация в практике преподавания РКИ.

Уровни МКК.

Васильева Г.М., д.ф.н., профессор РГПУ им. А.И.Герцена


4. Экономическая картина мира в межкультурной коммуникации. Лексический аспект.

Овладение экономической лексикой и преподавание ее иностранным студентам на материале публицистических текстов.

Формирование у иностранных студентов адекватных представлений о экономических проблемах страны. Тематическая лексика.

Томашевская К.В., д.ф.н., профессор кафедры русского языка и литературы СПбГУ экономики и финансов


5. Мастер-класс. Коммуникативно-прагматические аспекты обучения РКИ с использованием компьютерных и сетевых технологий.

Миловидова О.В., старший преподаватель РГПУ им. А.И.Герцена


6. Диалог культур. Проблемы освоения иностранцами русской языковой картины мира. Как преодолеть стереотипы. Стереотип – символ – концепт. Обучение культурозначимым единицам языка от морфемы до текста.

Щепина Е.Н., к.ф.н., директор программы РКИ Смольного института свободных искусств и наук СПбГУ


7. Роль фонетики в изучении иностранного языка (цели, задачи, организация занятий).

Контроль произносительных навыков у студентов, изучающих русский язык, в рамках государственного тестирования.

Основные фонематические и фонетические ошибки в речи студентов, изучающих русский язык (общие для всех студентов и общие для студентов с различными родными языками).

Методика работы по постановке и корректировке звуков русского языка в иноязычной  аудитории.

Методические приемы, используемые в работе по устранению произносительных ошибок.

Фонетический слух и его тренировка на занятиях по фонетике.

Основные интонационные ошибки в речи студентов.

Планирование занятий по фонетике (программа курса и план урока).

Степанова С.Б., кандидат филологических наук, Центр русского языка, СПбГУ


8. Изучение русской фразеологии в группах иностранных студентов-нефилологов.

Необходимость включения материалов по русской фразеологии в практический курс РКИ.

Особенности различных вариантов подачи материала по русской фразеологии (от дополнительного материала к какой-либо теме до спецкурса по фразеологии).

Особенности вводных занятий для студентов-нефилологов.

Варианты подбора фразеологических оборотов.


9. Изучение крылатых слов в группах иностранных студентов-нефилологов.

Особенности подачи учебных материалов с учетом специфики аудитории.

Варианты подбора крылатых слов и составления комплекса упражнений.

Особенности включения дополнительных материалов, посвященных трансформированным фразеологическим оборотам и крылатым словам, широко используемым в СМИ.

Воронина Е.Н., кандидат педагогических наук, доцент, РГПУ им. А.Г.Герцена


10. Обучение письменной речи.
Систематизация представлений о коммуникативных - прагматических качествах речи. Типы речевых ошибок. Традиционные жанры сочинений (описание, повествование, рассуждение) и их переосмыслен в современной лингвистике. Сочинение – рецензия. Сочинение по афоризму с его подтверждением или опровержением.


11. Риторический аспект преподавания РКИ.
Отечественные и зарубежные риторические традиции обучения связной письменной речи. Типы аргументов (сильные и слабые, за и против) и виды аргументации: нисходящая/восходящая;
односторонняя/двусторонняя;
индуктивная/дедуктивная;
опровергающая/ поддерживающая. Правила и приемы эффективной аргументации в письменной речи. Сочинения по образцу хрии (полной и неполной, прямой и обратной). Выразительный потенциал тропов, риторических фигур и разнообразных прецедентных феноменов. «Красивость» как ложная выразительность.

Мартьянова И.А., д.ф.н., профессор кафедры  русского языка РГПУ им. А.И.Герцена


На семинаре будет организована выставка-продажа учебно-методической литературы издательства «Златоуст».


Все слушатели обеспечиваются
комплектом информационно-справочных материалов

по тематике семинара.


Для всех участников семинара организованы
ежедневные обеды и культурная программа.