Семинар: Методика преподавания русского языка как иностранного Семинар прошёл

Код 1884


О чём семинар?

Программа освещает практические вопросы преподавания русского языка как иностранного: лингвокультурология как особая дисциплина, изучение фразеологии в группах студентов нефилологов, роль фонетики; параметры контроля тестов, обучение письменным видам речевой деятельности; разработка учебного занятия по разговорной практике и аудированию.

Для кого семинар?

заведующие кафедрами и преподаватели русского языка как иностранного

Программа семинара

ПРОГРАММА СЕМИНАРА (5 дней)

I. Лингвокультурология как особая филологическая дисциплина в преподавании РКИ. 
Лингвокультурологический и лингвострановедческий аспекты РКИ и их роль в формировании коммуникативной компетенции. Специфика национальной культуры как основа языковой относительности. Ценностные основы национальных культур и языков. Культурологические и языковые лакуны;
задачи преподавания РКИ.

II. Национально-культурная специфика и ее учет в аспекте РКИ. 
Ценностная картина и языковая картина мира. 
Культурная коннотация как воплощение языковой ментальности. Национально-культурная специфика русской лексики. Национально-культурное своеобразие русской фразеологии. 
Особенности работы с лингвокультурологически ориентированными материалами на уроке РКИ.

Г.М. Васильева, доктор филологических наук, профессор, РГПУ им. А.И. Герцена.

III. Изучение русской фразеологии в группах иностранных студентов-нефилологов. 
Необходимость включения материалов по русской фразеологии в практический курс РКИ. Особенности различных вариантов подачи материала по русской фразеологии (от дополнительного материала к какой-либо теме до спецкурса по фразеологии). Особенности вводных занятий для студентов-нефилологов. Варианты подбора фразеологических оборотов.

IV. Изучение крылатых слов в группах иностранных студентов-нефилологов. 
Особенности подачи учебных материалов с учетом специфики аудитории. Варианты подбора крылатых слов и составления комплекса упражнений. 
Особенности включения дополнительных материалов, посвященных трансформированным фразеологическим оборотам и крылатым словам, широко используемым в СМИ.

Е.Н. Воронина, кандидат педагогических наук, доцент, РГПУ 
им. А.И. Герцена

V. Роль фонетики в изучении иностранного языка (цели, задачи, организация занятий). Контроль произносительных навыков у студентов, изучающих русский язык, 
в рамках государственного тестирования. Основные фонематические и фонетические ошибки в речи студентов, изучающих русский язык (общие для всех студентов и особые для студентов с различными родными языками). Методика работы по постановке и корректировке звуков русского языка в иноязычной аудитории. Методические приемы, используемые в работе по устранению произносительных ошибок. Фонетический слух и его тренировка на занятиях по фонетике. Основные интонационные ошибки в речи студентов. Планирование занятий по фонетике (программа курса и план урока).

С.Б. Степанова, кандидат филологических наук, Центр русского языка, Санкт-Петербургский государственный университет

VI. Государственное тестирование по русскому языку как иностранному. 
Уровни общего владения русским языком как иностранным:
элементарный уровень;
базовый уровень;
первый сертификационный уровень;
второй сертификационный уровень;
третий сертификационный уровень;
четвертый сертификационный уровень. Характеристика сертификационных уровней. Сравнительный анализ предлагаемых уровней по видам речевой деятельности. Формы тестовых заданий и время выполнения их.

VII. Параметры контроля тестов. Характеристика рейтерских таблиц (основные параметры контроля). Анализ параметров контроля по каждому виду речевой деятельности. Шкала оценок. Связь тестирования с учебным процессом. Требования к разработке тестовых заданий. Анализ современных учебных пособий.

VIII. Комплексный подход к разработке учебного занятия по разговорной практике и аудированию. Создание установки на решение коммуникативной задачи. Презентация языкового, речевого, аудитивного материала, достаточного для решения поставленной задачи. Инструктирование по выполнению предкоммуникативных (языковых и речевых упражнений), контроль за уровнем овладения правилами и нормами речи. Показ вербального решения коммуникативной задачи при использовании внешних опор. Инструктирование по выполнению коммуникативных заданий по аналогии при свернутых опорах и ориентирах. Инструктирование по выполнению реальных задач общения без внешних опор и ограничений на условиях общения и роли его участников.

Л.И. Москвитина, кандидат филологических наук, Центр русского языка и культуры, Санкт-Петербургский государственный университет

IX.Лексический аспект в практике преподавания русского языка как иностранного. Основные недочеты в работе с лексикой. Особенности ее преподавания на разных этапах обучения. Виды лексических упражнений.

X. Обучение письменным видам речевой деятельности. Поэтапное овладение умениями и навыками письменной речи.

Е.О. Данилова, кандидат филологических наук, доцент, РГПУ им. А.И. Герцена

XI. Обзор современного состояния научно-методической литературы по методике РКИ и современного состояния методики РКИ.

Старший методист издательства «Златоуст»

Все слушатели семинара обеспечиваются комплектом информационно-справочных материалов по тематике семинара.

Для всех участников семинара организованы ежедневные обеды и культурная программа.