Модуль 1. Характер работы руководителя.
Что значит быть руководителем?
Вопросы для обсуждения:Как определить основные задачи и зону ответственности руководителя? Как избежать типичных ошибок при введении в должность менеджера? Как грамотно разделить работу между сотрудниками, а потом ее координировать?
Управленческий практикум:
Разделение работы: матрица "задачи - должности" 5 технологий координации разделенной работы; Диагностика ошибок в управлении сотрудниками и планирование действий по их исправлению.
Можно ли (и нужно ли) менять стиль лидерства?
Вопросы для обсуждения:Почему в некоторых ситуациях подчиненные тоже имеют власть? Какие качества должны быть у успешных лидеров и можно ли их в себе сформировать? Какой стиль управления больше подходит для различных групп подчиненных?
Управленческий практикум:
Мини-тренинг постановки задачи в различных управленческих стилях; Тест на выявление индивидуального стиля лидерства.
Модуль 2. Природа организации.
Как разработать структуру, соответствующую стратегии?
Вопросы для обсуждения:Для чего нужна структура? Структура следует за стратегией или наоборот? Как влияет на структуру возраст и размер организации? Какие выгоды дают руководителю классические оргструктуры? С какими проблемами он неизбежно столкнется? Как использовать новые подходы в структурировании организаций? На самом ли деле "новое - это хорошо забытое старое"?
Управленческий практикум:
работа с кейсом: разработка структуры организации; анализ преимуществ и рисков различных структур.
Как использовать потенциал корпоративной культуры?
Вопросы для обсуждения:Как корпоративная культура может помочь в достижении организационных целей? Как можно использовать понимание культуры своей организации для внедрения в нее необходимых изменений? Действительно ли Вам нужны лояльные сотрудники? Какие "выгоды" и "риски" лояльности? Какая лояльность нужна разным организационным культурам? Как изменять корпоративную культуру?
Управленческий практикум:
составление профиля культуры своей компании для определения "вектора изменений"; технология измерения приверженности: "парус приверженности" сотрудников (методика Е. Сидоренко).
Модуль 3. Ключевые технологии оперативного управления.
Как планировать работу сотрудников в организации?
Вопросы для обсуждения:Какие технологии планирования соответствуют стратегии компании? Как целевое управление помогают реализовать стратегию? Как создать систему планирования работы сотрудников отдела? Как повысить ответственность сотрудников за цифры планов?
Управленческий практикум:
технологии каскадного и ситуационного планирования; система SMART-целей для отделов и сотрудников; графики Гантта и сетевое планирование.
Как мотивировать сотрудников?
Вопросы для обсуждения:Как понять поведение людей на работе? Что нравится людям в работе? Что работа дает им, кроме денег? При каких условиях сотрудники не ищут новое место работы? Что "привязывает" их к рабочему месту? Как развивать лояльность сотрудников? И до какой степени? Почему и при каких условиях сотрудники начинают работать с азартом? Что поможет Вам "запустить" их внутреннюю мотивацию?
Управленческий практикум:
"поддерживающие" и "стимулирующие" мотивационные мероприятия; технология проективных вопросов и ее использование для выявления индивидуальных мотиваторов.
Как управлять командной работой?
Вопросы для обсуждения:Для каких управленческих ситуаций полезно использовать потенциал межфункциональных групп? Как лучше организовать работу временной группы? Какие проблемы она может решать? Как регулировать взаимоотношения между членами временной рабочей группы, ее координатором и руководителем отдела - инициатором создания временной рабочей группы? Как совещания могут стать эффективной "площадкой" для командного взаимодействия? Какие формальные процедуры помогут сделать совещания эффективными? Как грамотно руководить обсуждением на совещании?
Управленческий практикум:
технология модерации и ее использование в межфункциональной группе; стандарт работы временной рабочей группы; разработка регламента проведения совещания; мини-тренинг поведения руководителя и участников на совещании.
Как управлять потоками информации?
Вопросы для обсуждения:Какие информационные потоки существуют в компании? Как они структурируются? Как выявить основные проблемы в обмене информацией? Что может помочь решить эти проблемы? Почему руководитель рискует оказаться в "сумеречной зоне"? Как уменьшить "эффект статуса"? Какую информацию Ваши подчиненные обязаны предоставлять Вам? С какой регулярностью? Какую информацию Вы должны предоставлять своим подчиненным? С какой регулярностью? Как координировать работу с помощью налаживания системы "горизонтальных" коммуникаций?
Управленческий практикум:
структурные и межличностные барьеры обмена информацией в компании; обычные и особые случаи информирования руководителя сотрудником; информационный каталог для сотрудников; стандарты взаимодействия отделов и сотрудников компании; технология взаимных претензий.
Как контролировать выполнение работы?
Вопросы для обсуждения:Как обеспечить соответствие между планированием работы и контролем исполнения? Какие технологии контроля эффективны при выбранной системе планирования? Почему и при каких условиях контроль мотивирует? Как определить границы управленческого контроля? Как грамотно получать информацию о работе сотрудников, которые находятся в зоне подчинения подчиненного Вам руководителя? Какие технологии контроля соответствуют разным типам задач? Как выбрать подходящую технологию контроля работы сотрудников с разными уровнями компетентности и мотивированности?
Управленческий практикум:
6 технологий контроля исполнения работы; объем контроля работы руководителя и специалиста; поощрение и критика; "инструкция" по проведению критической беседы с сотрудником; мини-тренинг проведения критической беседы.
Как внедрять новые идеи в практику работы организации?
Вопросы для обсуждения:Почему хорошие управленческие решения не внедряются в практику регулярного менеджмента? Какие идеи сотрудники воспринимают с меньшим, а какие - с большим сопротивлением? Почему люди вообще сопротивляются? Можно ли уменьшить сопротивление новому? В каких ситуациях руководителю лучше действовать по технологии "жесткого" внедрения изменений? Как конкретно реализовать на практике технологию "мягкого" внедрения изменений? Не слишком ли мы "возимся" с подчиненными? До какой степени необходима их внутренняя мотивация к изменениям?
Управленческий практикум:
3 этапа процесса изменений; анализ поля сил; 4 Ps внутреннего маркетинга изменений.
Как делегировать задачи сотрудникам?
Вопросы для обсуждения:Как "доводить" планы до сотрудников и грамотно делегировать задачи? Противодействие делегированию: что мешает руководителям и подчиненным, как нейтрализовать эти препятствия? Что делегировать и что не делегировать? Почему работа часто не выполняется так, как надо? Как избежать типичных ошибок делегирования? Порученная работа опять у Вас на столе: почему так бывает, как отучить подчинённых постоянно приходить к Вам со своими проблемами? Как составлять план делегирования задач?
Управленческий практикум:
"инструкция" по делегированию; мини-тренинг постановки задачи сотрудникам разных типов; разработка общего плана делегированных задач.
Как организовать рабочее время руководителя в изменяющемся потоке задач?
Вопросы для обсуждения:Как руководителю выбирать наиважнейшее в быстро меняющейся среде и концентрироваться на нем? Как системно управлять своим отдыхом, быстро восстанавливая силы и энергию для интенсивной работы? Как анализировать потраченное время и умело использовать эту информацию? Как овладеть современными техниками гибкого планирования рабочего времени?
Управленческий практикум:
Составление плана дня, который "работает"; Определение приоритетов: составление обзора ключевых областей и целей; Технология гибкого планирования 1-7-365.