5
ДЕКАБРЬ
2024

Курс: «Жестовый язык. Основы сурдокоммуникации. »

Код 29542


О чём курс?

Цель обучения: расширение коммуникативных возможностей для общения с людьми со сниженным слухом. Формирование практических навыков дактилологии и жестовой речи для последующего овладения профессией сурдопереводчика. Воспитание толерантных отношений к людям с ограниченными возможностями.

Для кого курс?

программа рассчитана на слушателей, желающих получить знания и навыки, необходимые для общения с людьми, имеющими нарушения слуха и владеющими дактилологией и жестовой речью.

Где проходит курс?

Начало курса 5 декабря 2024 г. в четверг, по адресу Санкт-Петербург, ул.Сестрорецкая, 6. Санкт-Петербургский Национальный открытый университет .
Окончание курса 3 марта 2025 г.. Курс длится 89 дней.

Дополнительная информация

ОБЯЗАТЕЛЬНА РЕГИСТРАЦИЯ СЛУШАТЕЛЕЙ КУРСА ДО ОПЛАТЫ по тел.: 8-800-200-09-70 (звонок по России бесплатный); (812) 430-14-01, т/ф: (812) 334-68-28, +7-921-930-20-81, по email pk@nouronline.ru или на сайте www.nouronline.ru.

Программа курса

В настоящее время открыт набор в новую группу по программе обучения "Жестовый язык. Основы сурдокоммуникации".

Даты обучения: с 5 декабря 2024 г. по 3 марта 2025 г.

По окончании курса выдается удостоверение о повышении квалификации или сертификат объемом 72 академических часа. Данные о выданном удостоверении вносятся в базу ФИС ФРДО (Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации).

Занятия проводятся 2 раза в неделю в вечернее время с 18.30 час. до 21.40 час. по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Сестрорецкая, д.6 (ст.метро "Черная Речка").

ГРАФИК занятий (16 занятий):

Декабрь: 5, 9, 13, 17, 25
Январь: 14, 22, 27, 30
Февраль: 3, 7, 11, 19, 24, 28
Март: 3

ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ (по выбору слушателя):

1. ОЧНО в Санкт-Петербурге + видеозапись занятий.

2. ОНЛАЙН в режиме вебинаров, слушатель подключается к очной аудитории во время проведения занятий + видеозапись занятий.

3. ВИДЕОКУРС. Данная форма обучения не привязана к конкретным датам. После подачи заявки и оплаты обучения предоставляем допуск к видеокурсу на сайте дистанционного обучения. Слушатель может обучаться в любое удобное время, имея только доступ в интернет.

Возможна поэтапная оплата: 50% до начала обучения и 50% к середине графика обучения.
Возможно корпоративное обучение в Университете или на территории заказчика (индивидуальный график обучения, корректировка учебной программы с учетом пожеланий заказчика).

Спешите записаться! С целью эффективности практических занятий количество мест в группе ограничено!

Цель курса: расширение коммуникативных возможностей для общения с людьми со сниженным слухом.

Задачи курса: 1. Формирование практических навыков дактилологии и жестовой речи для последующего овладения профессией сурдопереводчика.
2. Воспитание толерантных отношений к людям с ограниченными возможностями.

Программный материал расположен в такой последовательности, которая дает возможность учащимся при изучении отдельных тем программы полнее усваивать основной жестовый словарь и приобретать навыки правильного дактильно-жестового перевода. Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Программа включает изучение двух форм речи глухих - дактилологии и жестовой речи и предусматривает:
1. Усвоение теории дактильной и жестовой речи;
2. Изучение дактильного алфавита;
3. Овладение техникой дактилирования и считывания с дактилирующей руки;
4. Изучение и усвоение жестов;
5. Совершенствование техники перевода;
6. Знание теории перевода;
7. Применение полученных знаний и навыков.

На каждом практическом занятии слушатель также получает теоретические знания.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК:
- История происхождения и развития жестового языка в мире. История появления русского жесмтового языка (РЖЯ) в России и в СССР.
- История общества глухих. Возникновение сообщества. Современные общества глухих, их деятельность, роль в жизни неслышащих людей.
- Основы сурдологии. Причины нарушений слуха. Особенности устной и письменной речи детей с нарушениями слуха. Зрительное восприятие устной речи детьми с нарушениями слуха (чтение с губ). Особенности психологического развития детей с нарушениями слуха.
- Дактилология. Дактилология - ручная азбука. Причины и условия возникновения дактилологии. Отличия дактильной речи от жестовой. Русский дактильный алфавит. Требования к применению дактилологии. Значение и место дактилологии в переводе словесной речи на жестовую. Правила чтения с дактилирующей руки. Дактилирование и чтение с дактилирующей руки букв, слов, терминов, предложений, текстов и т.д. Методика работы над темпом дактилирования и скоростью чтения с дактилирующей руки.
- Жестовая речь глухих. Жестовая речь глухих и её отличие от словесных форм речи (устной, письменной и дак-тильной). Жестовая речь – специфическое средство общения глухих и слабослышащих. Особенности жестовой речи. Характерные особенности жеста по сравнению со словом. Классификация жестов. Составные части жесто-вой речи: артикуляция, мимика, речевой жест, дактилология. Многозначные слова. Унификация жестов. Жестовые словари.
Язык жестов, как средство развития мышления глухих. Функции словесной, калькирующей жестовой речи и русского жестового языка. Роль жестовой речи как средство общения между глухими и слабослышащими в зависимости от степени владения ими словесной речью, общего развития, знания жестовой речи.
Перевод словесной речи на жестовую переводчиками. Основные правила и приемы перевода. Прямой и обратный перевод(перевод с жестовой речи на словесную).
- РЖЯ и иностранные жестовые языки, их принципиальное отличие.
- Биография И.Ф.Гейльмана.
- Социум и глухие, адаптация инвалидов по слуху, воспитание толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями.
- Правила дактилирования, основные погрешности, техника, системы изучения.
- Лингвистика и грамматика русской жестовой речи (РЖР) и калькирующей жестовой речи (КЖР).
- Состав жеста, жестообразование, иконичность жестов, трансформация, универсальность и смысл жестов
- Порядок слов в РЖР, конструкция предложения, предлоги, союзы, частицы.
- Вопросительные конструкции, принадлежность, выражение отрицания, времени, множественности и т.п.
- Рекомендации для продолжения самостоятельного изучения жестового языка.

ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК.
Практические занятия состоят из изучения лексики и практики прямого и обратного перевода.
Темы практических занятий:
1. Дактилология (алфавит) и морфемы.
2. Цифры, числа, счёт.
3. Общеупотребляемые слова.
4. Календарь, время, дни недели, месяцы, времена года.
5. Человек, семья, родство, воспитание.
6. Продукты, еда, напитки, овощи, фрукты, посуда.
7. Дом, домашние вещи, гардероб.
8. Город, транспорт, образование, работа.
9. Знакомство, общение, взаимоотношения.
10. Растения, животные.
11. Человек, одежда, внешний вид.
12. Частицы, союзы, предлоги, жесты принадлежности.
13. Антонимы, общеупотребляемые слова, глаголы действия.

Занятия включают в себя:
- просмотр и разбор видеоматериалов с использованием жестового языка.
- отработка навыков жестового языка с помощью разучивания стихов, песен, считалок. Демонстрация полученных навыков слушателями.

По возможности на одном из занятий - встреча с глухим/с нарушением слуха: общение, прямой и обратный перевод, разбор жестов.

По запросу слушателей возможна подготовка преподавателем курса специализированных индивидуальных словарей-разговорников.

В процессе обучения слушатели сдают 2 промежуточных и 1 итоговый зачет.
Зачеты включают в себя:
- изучение, усвоение и демонстрация на жестовом языке заготовленного текста;
- подготовка слушателем текста и демонстрация на жестовом языке;
- обратный перевод (считывание и понимание жестового языка);
- синхронный перевод на жестовый язык без подготовки.
Компетенции
расширение коммуникативных возможностей для общения с людьми со сниженным слухом. Формирование практических навыков дактилологии и жестовой речи для последующего овладения профессией сурдопереводчика. Воспитание толерантных отношений к людям с ограниченными возможностями.
Категории слушателей
программа рассчитана на слушателей, желающих получить знания и навыки, необходимые для общения с людьми, имеющими нарушения слуха и владеющими дактилологией и жестовой речью.