Содержание(опорный план-конспект):
1. Вводная часть
Церемония открытия. Взаимное представление. Ожидания. Правила. Структура семинара-разговора. Контракт. 2. От науки, ремесла и искусства управления к Личной философии управления руководителя (ЛФУР)
Как увидеть другого человека? Феноменология (практика), теория и философия управления. Теорема разнообразия Эшби и партитура управления руководителя.Задача адекватности руководителя уровню сложности задачи (синдром Черномырдина). Зона "дискомфорта" в жизненном цикле развития руководителя.Пространство управления: от желаемого к должному, от случайного к произвольному, от бессознательного к осознанному, от эмпирики (наития) к науке (теории), от ремесла (репродукции) к искусству (произведению), от набора работающих методов и приемов (суммативности) к их философскому осмыслению (целостности). Вавилонский и греческий стили (научного, управленческого) мышления. Метафизика пространства управления: семь больших небес. Роль и место философии. Мировоззрение руководителя. Синдром Остапа Бендера и искусство управления. Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука (В.С. Степин, 2000). Наука сегодня: мифы и реалии. Ключевой вопрос постнеклассической науки: проблема совмещения антропоцентрической (в узком смысле – Птолемея) и космоцентрической парадигм (в узком смысле – Коперника). Субъектные миры в управлении. Топология внутреннего пространства (субъектного, психологического, духовного – как вам будет угодно) человека. Проблема адекватности современных научных, системных и пр. методов топологии внутреннего пространства человека.3. ЛФУР: Портрет руководителя третьего тысячелетия
Управленческий (феноменологический) портрет руководителя третьего тысячелетия. Управление в прошлом веке: метод Цеденбала (решение задачи ситуационного анализа).Новые характеристики руководителя 3-го тысячелетия. Что сохраняется, не смотря ни на что. Синтетический стереотип мышления: пирамида менеджмента и способность воспринимать искусство. Полионтизм. Тест «управленческой дебильности» Петра Великого и вводная сура Корана. Размерность антропологического пространства: случай из практики (ЛПА на Чернобыльской АЭС). Управляемая «шизофрения». Цена «человеческого материала». Габариты личной продуктивности руководителя: печать ума, объем чувственного мира, волевая мощность. Как становятся профессионалом?Виртуальные реальности (от Василия Великого до Н.А. Носова и...). Виртуальные психологические реальности. Виртуалистика и аретея. Виртуальные события.Успех в жизни руководителя: модель «от успеха к поражению». Как пережить свой собственный успех как личную трагедию? (Случаи из практики: «вратарь», синдром «новых ворот» и пр.).Просмотр и разбор художественного фильма под скрытый запрос аудитории. 4. ЛФУР: Барьеры личного и профессионального развития руководителя
Топология внутреннего пространства человека и виртус (добродетель) руководителя. Виртуальный человек: три базовых реальности. Реальность внутреннего человека - виртуоз. Реальность совершенного человека - мудрец. (Василий Великий, Исак Сирин и др.).Метафизика пространства управления: семь малых небес.Базовые пространства координат (координатные пространства) из которых все западные модели управления вытекают как частный случай (некоторые мировые приоритеты советской школы управления). Языки: дескриптивные (описательные) и управленческие - командные и ориентировочные. Внеязыковое сознание. Топология внеязыкового сознания – религии, эзотеризм и пр. Когнитивные (познавательные) границы языка. Например, ограничения английского языка и, как следствие, граница адекватности англоязычного мировоззрения и, соответственно, английских бизнес школ. Иван-дурак и другие управленческие философские концепты русскоязычного мировоззрения. Китайские стратагемы и книга Перемен. Немного об управленческих «чудесах». Сказка "Про мужика, бабу и черта..." Социально типичные траектории развития и падения руководителей: психофизиологические ограничения и физически реализуемые возможности. Цена подготовки руководителя (траектория движения в пространстве состояний…): казус Путина. «Штрафбат» - случай из практики. Как вернуться на поле боя?5. ЛФУР: инструментальная оснастка прикладной (практической) философии
Четыре уровня проработанности теории. Пространство управления и «искусство» прогнозирования. Два ортогональных подхода к управлению рисками: общепринятый и правильный (Как, например, создавать системы с дебиторской задолженностью менее 3 %?).Развитие. Развитие с иерархией. Соотношение фаз развития с синергетикой, классической наукой и эсхатологией. Пирамида задач. Особые случаи в управлении. Эффективность системы. Человеческий фактор в системе. «Сходи туда – не знаю куда…, принеси то – не знаю что…»Демонстрация: синергетический фокус.Проблема совмещения космоцентрической и антропоцентрической парадигм. Феномен психофизиологичности инструментария. Стереотип сознания. Концептуально-понятийное отторжение (Как сформировать коллективную, фидуциарную, ответственность в совете директоров?).Системный подход. Определение системы. Системные методы третьего поколения[5]. Живые системы. Виртуальные системы.Принципы структурирования виртуальной реальности коллектива, организации. Развитие организации и «модель ребенка». Метафизика русского застолья или «Водка-менеджмент» (параллельные сюжеты в развитии застолья и организаций).Организационная патология. Организационная патология как отражение личности руководителя. Диагностика организации через личность ее руководителя (и обратная задача). Габариты личного мира руководителя (как читать человека как открытую книгу). Сакральная реальность управления и руководитель (Сталин, Андропов, Горбачев, Ельцин). Метафизика управленческих «грехов» (почему «чуть что - так Чубайс…» и пр.). Организационные «инфекции»: цинизм и пр. Организационный маразм и шизофрения. Управление абсурдом. Вивисекция системы управления государством: прагматический подход «семь раз отмерь». Аксиологические «мины» в управлении («ценностная лавина» Зурабова).6. ЛФУР: широкий контекст и прикладные технологии
Понятие «основное качество» руководителя: диагностика, закономерности проявлений. Стереотипы реакций в экстремальной обстановке.Школа Помощников руководителей Cursus.ru: ожидания от результатов подготовки ваших помощников. Принципы подбора помощников руководителей.Виртус и виртуальные организационные реальности. Трансформация индивидуальности («основного качества») организации. Методы быстрого прототипирования организационных изменений. Три подхода к развитию организации: обучение, стратегия, качество. Отрицательные последствия от внедрения TQM, стратегического менеджмента или самообучающейся организации. В чем разница данных подходов. Как определить какой из них вам ближе?Развитие организации и человеческий фактор: мотивация персонала и стратегический процесс. Психофизиологические ограничения человека (персонала), детерминирующие скорость организационного развития.Время как объект управления: начало времени, виды времени, спроектированное время.Профессиональное долголетие руководителя и его личная философия здоровья. Особый режим труда, отдыха и обучения руководителя. Программа «Психобиология успеха», «Школа директора по развитию» и другие проекты CURSUS.RU.Отработка некоторых техник: триалектической аретеи, эмоционального поведения, дыхательных гимнастик, техник жрецов и т.д.7. Завершение
Обзор курса.Подведение итогов. Оценка семинара-разговора. Подведение итогов. Вручение сертификатов.Церемония закрытия. - Оговорка. Здесь и далее – «ничего личного»… просто разбор «общеизвестных», но неочевидных и нетривиальных вещей.
- Оговорка. Введение в виртуалистику и виртуальную философию (Н.А. Носов) читается минимум 24 – 32 часа.- Замечание. «Ничего национального» - ведущий будет говорить о вещах не более русских, чем вода, земля, небо или человек. - Вашему вниманию будет предложен отдельный тренинг-семинар с рабочим названием «Интуиция в управлении». - Оговорка. Введение в Инвариантное моделирование на основе теории гиперкомплексных динамических систем (А.Н. Малюта) читается минимум 30 часов.